Плюсы и минусы раздельного обучения. Мнение специалиста. Вместе или порознь? Плюсы и минусы раздельного образования подростков О введении раздельного обучения мальчиков и девочек

В памяти всплывают Смольный институт благородных девиц и кадетские корпуса для юношей. Но "однополые" классы есть и в современной России, и споры о том, стоит ли отдавать детей в такую школу не прекращаются.

Сегодня в России раздельное обучение существует на базе городских экспериментальных площадок – ГЭП. Ребята учатся не в разных школах (отдельно для мальчиков, отдельно для девочек), а в параллельных классах на базе одного учебного заведения. Именно такая форма позволяет избегать недостатков раздельного обучения, сохраняя его преимущества.

В Республике Коми в программе участвуют 400 школ, в Ставропольском крае около 100, в Москве – чуть более 10. Как правило, это не общеобразовательные, а школы с углубленным изучением отдельных предметов: иностранных языков, математики и т.д.

Эксперимент проходит под наблюдением психологов: они диагностируют детей, проводят тренинги для педагогов, встречаются с родителями, ведут индивидуальную работу с учащимися. По их мнению, гендерное обучение особенно полезно детям, у которых есть проблемы со здоровьем, воспитанием и успеваемостью.

Идея раздельного обучения не нова: по этому принципу работали все дореволюционные учебные заведения. Мальчики могли учиться в гимназиях, лицеях и вузах, а для девочек существовали специальные образовательные учреждения, предлагающие своеобразный набор дисциплин – в основном по . Недоступным для женщин до конца XIX века было и высшее образование. Поэтому во многом совместное обучение возникло на волне борьбы за равноправие, и с 1918 г. мальчики и девочки стали учиться вместе. Вернулись к разделению в 1943 г., но ненадолго: уже через 11 лет учащихся снова объединили. Впрочем, оставались военные, спортивные, хореографические школы...

Кто "за" и почему...

Среди сторонников раздельного обучения – врачи, психологи, генетики, педагоги. Их главный аргумент: мальчики и девочки развиваются по-разному – у них разные интересы, игры, пристрастия. Поэтому учить ребят лучше порознь, учитывая физические возможности, период полового созревания и психологию восприятия.

Действительно, в биологическом и психологическом развитии мальчики отстают от девочек на два года, поэтому в начальной школе обычно хуже учатся. Успеваемость девочек выше, их чаще хвалят учителя – и это может подавить у "сильной половины" класса стремление хорошо учиться. Простой пример – перемена: девочки усидчивы, они могут и на переменке продолжать работать, чтобы дописать начатое. А мальчишек после звонка не удержать, лучше их отпустить, зато они быстрее концентрируются и легко нагоняют упущенное.

Некоторые ученые смотрят еще глубже. По мнению Владимира Базарного, руководителя Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации МО, при совместном обучении мальчики подражают девочкам и перенимают присущие им качества: прилежность, стремление услужить и понравиться, отсутствие протестных установок и т. д. Другими словами, ценности мужского характера исчезают, природные задатки нивелируются – и мальчики развиваются по женскому типу, усваивая женский же эталон социального поведения. Тогда как в раздельных классах они учатся налаживать отношения в своем коллективе, не прячась за спинами девочек, у них воспитываются типичные мужские черты: воля, смелость, решительность и т.п.

По статистике Института гигиены детей и подростков, 40 лет наблюдавших за состоянием здоровья учащихся некоторых школ Москвы, смешанное обучение отрицательно влияет на здоровье 94 % девочек: страдает кровеносная, пищеварительная и нервная системы, их преследуют постоянные простуды, из-за которых они часто пропускают уроки.

Школы для девочек закончили в свое время: "железная леди" Маргарет Тэтчер, бывший премьер-министр Великобритании; бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт; нынешний – Кондолиза Райс; бывший премьер-министр Израиля Голда Мейер; председатель совета директоров компании Hewlett-Packard Карлтон Фиорина.

Разделяй и учи?

У мальчиков и девочек свои особенности мышления, восприятия новой информации. Значит, нужно использовать разные приемы и формы преподавания! Учителям рекомендуют, например, осторожно проводить в "девчоночьих" классах соревнования, потому что эмоциональные девочки иногда очень остро реагируют на неудачу, если проигрывают, а мальчишек, наоборот, соперничество может подстегнуть, заставить быстрее думать, искать правильный ответ. Речь не идет о двух учебных программах. Просто одну и ту же дисциплину дети изучают разными темпами, часто по-другому строится и сам урок.

Розалия Чалимова , учитель физики высшей категории, ответственная за ГЭП в школе N 1257:

– Девочкам нужно подробно объяснить тему, привести примеры, а после этого проверить, как они усвоили материал, предложив решить задачку. Мальчикам свойственно искать новые пути, быть первооткрывателями. Им лучше предложить сначала справиться с заданием самостоятельно, а уже потом обобщить, рассказать, как и почему надо было действовать.

В школе N 1257 первый набор детей в раздельные классы начался 15 лет назад. В течение 11-ти лет в школе одновременно существовали смешанные и однополые классы.

Педагоги отмечают целый ряд преимуществ раздельного обучения:

  • повысилась успеваемость: девочкам, которых в подростковом возрасте больше волнуют не уроки, а внешность, при раздельном обучении проще сосредоточиться на предмете
  • выросла работоспособность – можно "пройти" больше, подробнее разобрать сложные темы
  • легче поддерживать порядок и тишину, настроить ребят на учебу
  • улучшилось психологическое состояние учеников, они более комфортно чувствуют себя в школе
  • дети не стесняются неправильно ответить или переспросить, если что-то не поняли
  • на уроках физкультуры девочки не комплексуют в бассейне, уверенно прыгают через "козла", а мальчики не боятся промахнуться мимо кольца, сделать меньше подтягиваний, отжиманий и т.д.

Ложка дегтя

Несмотря на все положительные моменты, раздельное обучение имеет немало противников. Их главный аргумент: разница между полами сильно преувеличена, поэтому разделять детей незачем. Хороших результатов можно добиться и в совместных классах, практикуя индивидуальный подход. Конечно, пол ребенка определяет многое, но гораздо важнее его личностные характеристики. Не все девочки аккуратны и усидчивы, так же как и не все мальчишки от природы взбалмошны, гиперактивны, неряшливы и склонны к соперничеству.

Игорь Душенко , психолог-педагог психолого-педагогического центра "Интэтика":

– У совместного обучения плюсов значительно больше. Главное – оно дает сильный дополнительный стимул к учебе и развитию. Нужно идти навстречу потребности детей в общении, а не бороться с ней. Например, одна из форм интенсивного обучения – работа в микрогруппах – учитывает это. Основное внимание в школе следует уделять формированию дружеских отношений между детьми в классе, в том числе между мальчиками и девочками. В такой, правильно сформированной, сплоченной группе происходит развитие и "взаимообмен" позитивных качеств.

Дефицита общения нет!

Главный недостаток раздельного обучения, на который обращают внимание его противники, – потеря навыка общения с противоположным полом. Дети приходят в школу не только за знаниями, они учатся жить в большом коллективе, налаживать контакт со взрослыми и сверстниками – как девочками, так и мальчиками. В этом и заключается социальная роль школы, которая должна расширять возможности личности, а раздельное обучение их сужает и обедняет. Детям из раздельных классов прочат трудности при обучении в вузах и в дальнейшей жизни: ведь за стенами школы никто не делит людей по половому признаку.

Этот упрек в адрес раздельного обучения признают и его сторонники, делая все для успешной социализации своих учеников: девочки и мальчики получают полноценное образование, а не ограниченное только "женскими" или "мужскими" предметами. К тому же некоторые уроки ( , танцы) проводятся совместно. Избегать дефицита общения помогает хорошо продуманная система досуга и внеклассных мероприятий: дети вместе ходят на экскурсии, выезжают в город, проводят праздники, общаются на переменах.

Школы разные нужны

Несмотря на то, что пока немногие педагоги поддерживают раздельное обучение, большинство все же признает необходимость дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам. Для этого нужны разные учебники по отдельным предметам и разные программы обучения. Но их пока нет.

Прошло уже более десяти лет с момента возобновления раздельного обучения, но выводы пока делать рано, тем более категоричные и однозначные. Есть безусловные плюсы, но есть и упущения, над которыми предстоит работать.

Даже сторонники раздельного обучения признают, что распространить его на все общеобразовательные школы будет сложно, да и не нужно. Скорее, эта форма выгоднее учебным заведениям с профильным обучением и спецшколам – для повышения качества преподавания.

Раздельное обучение относят к здоровьесберегающим технологиям: оно позволяет регулировать нагрузку в зависимости от пола, чтобы, с одной стороны, добиться хороших результатов в учебе, а с другой – избежать переутомления.

По мнению педагогов, раздельное обучение целесообразно начинать с 1-го класса – тогда дети лучше адаптируются к учебному процессу.

Настоящий бум раздельного обучения переживает США: по словам Леонарда Сакса, директора Национальной ассоциации гендерного образования, с 1998 г. более чем в 50 раз выросло количество школ с раздельным обучением, и скоро к экспериментальной программе примкнут тысячи новых учебных заведений.

В некоторых странах, например в Великобритании, раздельное обучение принято в основном в частных элитных школах. Так, из стен Итона вышли 19 премьер-министров, видные военачальники, парламентарии, деятели церкви. Но самый самый знаменитый "выпускник" Итона – Джеймс Бонд! По мнению создателя агента 007 писателя Яна Флеминга (кстати, воспитанника Итона), настоящий мужчина и суперпрофессионал мог учиться только в этой самой престижной школе Британии.

Зарубежный опыт

Что ждет выпускников "однополых" школ

Ученые Лондонского института образования провели широкомасштабное социологическое исследование и пришли к выводу, что у выпускниц школ для девочек гораздо больше шансов преуспеть в жизни. Ученые опросили 13 тыс. человек, чьи школьные годы пришлись на 1970-е, когда в Великобритании идея раздельного обучения была особенно популярной. Эта система практиковалась тогда в четверти всех средних школ в стране (против сегодняшней одной восьмой). Проанализировав ответы респондентов о том, как сложилась их дальнейшая жизнь, социологи обнаружили, что выпускницы школ для девочек в среднем зарабатывают на 10 % больше, чем их сверстницы, учившиеся в смешанных школах – скорее всего потому, что в отсутствие "сильной" половины в классе девочки активнее осваивают традиционно мужские дисциплины: физику, математику и др.

Ученые считают, что в раздельном обучении для девочек есть масса преимуществ:

  • приобретение навыков, востребованных в любой сфере деятельности
  • широкие возможности для выбора профессии
  • свобода от половых стереотипов
  • развитый соревновательный дух
  • здоровые амбиции и т.д.

Что касается мужчин, то, увы, способ обучения не оказал никакого влияния на карьеру выпускников школ для мальчиков. Зато... пагубно сказался на их семейной жизни. Процент разводов среди них гораздо выше, чем среди тех, кто учился в смешанной школе. Видимо, сказывается недостаточный навык общения со слабым полом...

Впрочем, британский профессор Алан Смитерс, ведущий в стране эксперт по образованию, утверждает, что все разговоры о преимуществах однополого обучения не имеют никаких оснований. Он проанализировал статистические данные из разных стран мира, собиравшиеся на протяжении 50-ти лет, и пришел к выводу: качество образования не зависит от того, какую школу окончил ребенок – смешанную или раздельную.

Заявление ученого вызвало недовольство в педагогических кругах: в Британии как раз начинается новый бум раздельного обучения, и количество "однополых" школ снова начинает расти.

Комментировать статью "Мальчики плюс/минус девочки: есть ли будущее у раздельного обучения"

Скажите а вблизи ХИмок есть школа для ДЕВОЧЕК.Ответьте пожайлуста!:-)

20.03.2008 20:40:41, Яна

Каждый ребёнок - индивид. И к каждому нужен свой подход. Нельзя вот так взять и обобщить всех детей. Есть плюсы и в той, и в другой системах, и есть минусы и там, и там. Я согласен с тем, что при раздельном обучении внимание и эффективность интенсивнее, и оценки будут лучше, но при этом с каждым днём растёт барьер в общении и взаимопонимании противоположных полов. А ведь взрослую жизнь никто не делит на два лагеря полов.

05.06.2007 22:33:53, Руслан

Автор передергивает, смешивая российские и зарубежные программы раздельного обучения. Между тем цели такого разделения в наших и в западных школах - прямо противоположные. А тут получается, будто "школа Базарного", ориентированная на выращивание образцовых домохозяек, даст девочке все то же самое, что и американская женская школа, - "свободу от половых стереотипов, развитый соревновательный дух и здоровые амбиции". На самом деле обучение в раздельных классах российских школ направлено на то, чтобы блокировать умственное развитие девочек - им внушается, что они неспособны думать самостоятельно, их сила - в усидчивости, аккуратности, исполнительности, а также в умении "услужить и понравиться". Все задания для девочек предполагают механическую зубрежку или аккуратное выполнение четких пошаговых инструкций - никакой "самодеятельности", никаких задачек на сообразительность. Умение придумывать, анализировать, экспериментировать, делать самостоятельные выводы и самим искать решения - это дело мальчиков. Девочка, умеющая делать то же самое, - мужеподобна, она не сможет стать хорошей матерью и хозяйкой, а к тому же еще и вызывает комплексы у мальчиков - какая-то девчонка, и вдруг не уступает им в интеллекте!
На Западе, наоборот, раздельное обучение вводится специально, чтобы природные способности девочек не подавлялись и не подменялись "усидчивостью и услужливостью" ради того, чтобы мальчики могли блестяще проявить себя на их сереньком фоне.
Так что не надо путать божий дар с яичницей и заявлять, будто в "женских классах" школы Базарного растят Кондолиз Райс и Маргарет Тэтчер. Если бы такое и случилось, эти дамы считались бы педагогическим браком самого худшего сорта и скандальным свидетельством полного провала всей педагогической системы.
Если ваша девочка действительно туповата, старательна и послушна, а мальчик - амбициозен, сообразителен и активен - такая школа вам подойдет. (Хотя родители в таких вещах часто ошибаются, априори считая своих сыновей "способными, но ленивыми", а девочек - недалекими, но усидчивыми.) Если у девочки IQ выше среднего и (или) живое воображение - в такой школе ей делать нечего. Если мальчик застенчив или медлителен, ему будет очень неуютно в классе, где постоянно соревнуются, кто первым выкрикнет ответ.

24.01.2007 10:00:40, Галина Б.

Всего 16 сообщений

Так что это все прекрасно, но только для себя, а это можно получить и как дополнительное образование, а не в платной школе, тем более при раздельном обучении ДЛЯ ДЕВОЧЕК. Мама моя чуть застала такое обучение, было у нас в СССР, правда недолгое время.

Раздел: Медицинские вопросы (есть ли мужчины сперматазойды которых способны зачать только девочек). А у нас одна девочка и будет три мальчика и папа тоже один.

И что насчет раздельного обучения мальчиков и девочек? Насчет раздельного обучения - я думаю, что многие родители не поддерживают такую форму обучения, но вынуждены мириться с ней, учитывая другие не малые плюсы.

Раздел: Обучающие программы. про раздельное обучение вопрос мамам мальчиков. Есть ли здесь мамы мальчиков, которые учатся в раздельных (однополых) классах? чудо такое - девочка со своим миром:)) Вообщем я за раздельное обучение в смысле учебы, а над...

Кадетская школа плюсы и минусы?. Адаптация в школе. Ребенок от 10 до 13. 29.07.2008 18:04:40, Дубравка. Ой, нет. Я своего бы даже и не девочку, а мальчика даже в Интеллектуал в интернат бы не отдала, не то что в кадетский корпус.

Если бы школа хорошая была по многим параметрам, то раздельное обучение не было бы для меня существенно - отдала бы в раздельную. Ничего особенно плохого в раздельном обучении не вижу.

Мальчики и девочки - раздельно! В нашей школе,куда мы собираемся пойти в сентябре в первый класс,в этом году начинается эксперимент по раздельному обучению мальчиков и девочкек.Кто-нибудь с этим уже сталкивался?И В этом варианте есть и плюсы и минусы.

Мамам мальчиков. Дорогие мамочки будущих мужчин!!! Помогите разобраться в такой ситуации. Первый такой "всплеск" сексуальности наблюдается в 6 месяцев (естественно плюс - минус), а потом так и чередуется. Может быть у вас сейчас как раз спад.

Учитель просит подготовиться к следующему уроку. Девочки готовятся к уроку заранее, сразу после звонка с предыдущего урока, доставая учебники, тетради и альбомы из портфеля. А мальчики используют перемену для отдыха и игр, подчас забывая просьбу педагога.

Мальчикам для включения в учебную деятельность на уроке требуется больше времени (не сразу находят учебник, тетрадь, пенал). Возбуждение с перемены долго сохраняется, и учитель прибегает к специальным дисциплинарным обращениям-воздействиям. Мальчики уже на этом этапе урока получают больше замечаний, чем девочки. Девочки, до того как приступить к выполнению упражнения, задачи, задают много вопросов, уточняющих содержание предстоящей деятельности, либо высказывают просьбы об оказании эмоциональной поддержки, поощрения их самостоятельности. Учитель начальной школы говорит о том, что девочки быстро включаются в начало урока и достаточно длительно и устойчиво сохраняют внимание. Они собраны с самого начала урока. Многие организованы. При анализе открытых уроков для учителей-коллег учитель физики настаивает на обучении девочек с опорой на образное мышление, включение эмоционального компонента. Учитель видит, что девочки удовлетворены тем, что им показывают опыты по изучаемым явлениям, а мальчикам этого недостаточно. Важно, чтобы они самостоятельно проделали опыт.

Факты, касающиеся образования мальчиков и девочек, по зарубежным и отечественным данным:

  • 1. Большинство, завершивших образование с более высоким баллом, составляют девочки.
  • 2. Неуспеваемость у мальчиков отмечается в 2 раза чаще, чем у девочек. Большинство среди тех, кто покидает школу, не получив полного общего образования, составляют мальчики .
  • 3. Количество мальчиков дезадаптивных в школе в 4 раза больше, чем девочек.
  • 4. Доля девушек среди студентов за последнее десятилетие поднялась до 56%.
  • 5. У девушек-студенток наряду с профессиональными ценностями большое значение приобретают ценности создания семьи и рождения ребенка, что в дальнейшем приводит к снижению профессионального и карьерного роста.

Феномен более высокой успеваемости в школе у девочек но сравнению с мальчиками

Вопрос о соотношении успешности обучения и пола является одним из широко обсуждаемых при сравнении развития мальчиков и девочек.

Многие исследования подтверждают этот факт. Например, статистически значимые половые различия показал анализ результатов Предварительного теста академических способностей (Р5А"Г), полученных в США (с 1960 по 1983 гг.). Девочки показали лучшие результаты в грамматике, орфографии и более высокую скорость восприятия информации. Мальчики в среднем достигли больших результатов по математике, отличались лучшим пространственным воображением, более развитыми механическими способностями. В работе с числовым, словесным и образным материалом различий не установлено .

4) Установки и ожидания учителей в отношении обучения мальчиков и девочек.

Представления учителей, в основном учительниц, об учениках и ученицах сильно отличаются. В исследовании В. Д. Еремеевой (2007 г.) было показано, что мальчиков учителя чаще считают более неряшливыми, молчаливыми, возбудимыми, упрямыми, нетерпеливыми, с высоким самомнением. Девочек же считают более старательными, застенчивыми, владеющими собой, ловкими, боязливыми и нерешительными. С точки зрения наличия позитивных и негативных качеств, преобладание "негативности" (негативных качеств) по отношению к мальчикам значительно выше, чем к девочкам. Среди лучших учеников в классе больше девочек, а среди худших преобладают мальчики.

Образ девочки больше соответствует образу хорошего ученика. По данным А. С. Волович (1990) среди учащихся выпускных классов, которые в наибольшей степени соответствуют школьным требованиям, 85% девушки. Юноши, попавшие в число таковых, обладают традиционно женскими качествами: примерное поведение, усидчивость, исполнительность и т.п.

По данным нашего исследования, образ "хорошего ученика" – это девочка с традиционно женскими качествами: аккуратная, прилежная, воспитанная, легко обучаемая. "Плохой ученик" – это преимущественно мальчик: неряшливый, не любящий учиться, невоспитанный, иногда агрессивный.

Некоторые авторы доказывают зависимость успешности обучения мальчиков и девочек от их совместимости с учителем: тип мышления, когнитивный стиль, стиль преподавания, тип функциональной организации мозга. Каждый педагог силен в тех педагогических технологиях и стилях познавательной деятельности, которые соответствуют его индивидуальному психологическому и нейропсихологическому типу .

Большинство учителей считают, что они относятся к ученикам и ученицам одинаково и ведут себя по отношению к ним также одинаково. Объективные, специальные исследования говорят о другом. Учителя по-разному общаются с мальчиками и девочками в процессе обучения и воспитания, реализуя в педагогической деятельности свои гендерные установки:

  • – поощряют к разным видам деятельности (разным играм и школьным предметам);
  • – демонстрируют учащимся, что ожидают различного нормативного поведения от мальчиков и девочек в учебно- воспитательном процессе (от девочек – старательности, аккуратности, послушания-подчинения; от мальчиков допускается озорство, непоседливость, неаккуратность);
  • – успехи девочек объясняются старанием, а мальчиков – способностями;
  • – затруднения в обучении девочек связывают с недостаточными способностями, а мальчиков – недостаточной работоспособностью и старанием;
  • – девочки и мальчики получают разное количество внимания от учителя (похвалы, замечаний и пр.);
  • – учителя по-разному выслушивают детей (мальчиков – более внимательно, дают больше времени на ответ).

Педагогические установки учителя по отношению к учащимся (и мальчиками и девочкам) влияют на успешность их обучения (не только академическую успеваемость, но и эмоциональную устойчивость, отношение к школе), в том числе и в результате механизма действия "оправдать ожидания", "сбывающегося пророчества" (учится хорошо тот, от кого это ожидают).

5) Форма обучения и требования, предъявляемые к ученикам, больше соответствуют особенностям девочек.

Требования, предъявляемые к ученику начальной школы по поведению и оформлению работ, соответствуют в большей степени особенностям девочек. От девочек с раннего возраста ожидают, что они будут аккуратными, соблюдать чистоту и порядок во внешнем виде, подчиняться требованиям взрослых, чтобы получить эмоционально позитивное подкрепление. У мальчиков же больше поощряются активность, инициативность, проявления творчества, к ним более лояльно относятся при дисциплинарных нарушениях.

В этом выражаются педагогические гендерные стереотипы относительно нормативного поведения мальчиков и девочек. Педагоги требуют одинакового поведения на уроке и от мальчиков и от девочек, считая, что они соответствуют закономерностям возрастного развития. Но это не всегда отвечает индивидуальным потребностям и вариантам развития, как девочки, так и мальчика. Девочка может быть активная, ловкая, спортивная, математически одаренная, с преобладанием рациональности, логики, а мальчик может быть мягким, впечатлительным, ранимым, чувствительным, физически слабым, с развитой интуицией.

В работе Б. И. Хасана было показано, что форма подачи материала более соответствует восприятию девочек. Для мальчика более значимо мнение учителя-мужчины, чем отношение учительницы, ее мнение и оценка, поскольку учительница является представительницей противоположного ему пола

Мальчики и девочки, которые обучаются раздельно, болеют в 3-4 раза меньше, чем их сверстники. Почему? Школ и классов раздельного обучения у нас в стране немного. Но к их опыту стоит присмотреться.

Мальчики рискуют, девочки стараются

К моменту поступления в первый класс мальчики и девочки сильно отличаются друг от друга и по развитию, и по способностям.

Мальчики более склонны к риску, они предпочитают поисковую работу, а не аккуратное выполнение уже известного задания. Они претендуют на роль лидера и меньше зависят от чужого мнения.

А девочки добросовестно относятся к учебе, безоговорочно подчиняются учителю, готовы сотрудничать друг с другом и со взрослыми.

Речь у мальчиков к семи годам беднее, чем у девочек, да и пальчики не такие ловкие. Поэтому пишут мальчики в массе своей в первом классе хуже и неряшливее девочек. Зато у них сильнее развито пространственное представление. Поэтому мальчики чаще решают геометрические задачи с помощью пространственных методов: они мысленно поворачивают фигуры и накладывают их одну на другую. А девочки, в том числе и учительницы-женщины, обозначают углы и стороны буквами и дальше оперируют буквенными символами и шаблонами-теоремами.

У девочек показатель работоспособности обычно высокий прямо с первого класса. Таким он и сохраняется всю младшую школу. А мальчики по работоспособности догоняют девочек только к третьему классу.
У мальчиков и девочек свой путь взросления, поэтому и стратегия обучения, и поведение учителя, и атмосфера в классе для них должны быть различными. Тогда дети обучаются быстрее и с меньшим напряжением.

Робких становится больше

Учеба в школе - это стресс для всех. Она напрягает не только нервную систему, но и системы кровообращения, пищеварения. Но наблюдения физиологов показали, что девочки, которые учатся вместе с мальчиками, и девочки, которые учатся в классах без них, реагируют на учебные нагрузки по-разному.

В смешанных классах проблем с артериальным давлением у девочек почти в 2 раза больше, а проблем с пищеварением больше в 1,5. Все дети, когда идут в первый класс, от новых, «взрослых» нагрузок худеют. А во втором полугодии опять начинают расти и набирать вес. Так вот, барышни из «девчачьих» классов» по сравнению с девочками из смешанных в 4 раза меньше теряют в весе в первые месяцы учебы.

Все дети к концу уроков устают. Но если каждая вторая девочка из смешанных классов устает уже после третьего урока, в девичьих классах утомившихся к середине занятий - единицы.

А есть еще и такой показатель, как индекс пропуска уроков по болезни. Сначала все младшеклассники часто болеют простудами. А к третьему классу уже реже пропускают уроки. В смешанных классах этот показатель от первого к третьему году обучения становится в 1,5 раза лучше, а в девичьих - лучше в 5 раз!

Девочки поступают в школу с определенным уровнем робости - все-таки слабые создания! В девичьих классах процент робких с годами уменьшается больше чем вдвое. Уменьшается процент и совсем пугливых, которым чуть скажешь построже, а они в слезы. А в смешанных классах с годами пугливых, неуверенных в себе становится больше!

В мужских классах лучше растут

А что происходит со здоровьем мальчиков, когда они учатся отдельно от девочек?

Раздельное обучение в экспериментальных школах показало любопытные результаты. Мальчики, вышедшие из «мужских» классов, по росту оказываются выше своих ровесников: в московской школе №760 имени А. Маресьева, которая уже 18 лет ведет такой эксперимент, выпускников ростом ниже 180 см не бывает. У всех - хорошее зрение, безупречная осанка, хотя в начале школьного обучения 95% учеников имели различные ортопедические нарушения.

А вот еще пример: среди выпускников смешанных классов лицея №103 г. Железногорска Красноярского края только половина признаны годными к воинской службе, а в классах раздельного обучения того же лицея все мальчики были признана абсолютно здоровыми, причем треть из них окончили школу с медалями, то есть оказались еще и хорошо образованными.

Эксперимент расширяет выбор

Мы не призываем всех родителей срочно переводить детей в чисто «девчачьи» или чисто «мальчишечьи» классы. Да и школ, где мальчики и девочки учатся раздельно, пока мало. И вряд ли их в ближайшее время станет больше. В «мальчишечьих» классах должны преподавать мужчины, а нынешние оклады учителей не располагают к тому, чтобы образованные юноши шли работать в средние учебные заведения. Но, по крайней мере у родителей, которых волнует здоровье детей, теперь есть выбор. Так что поинтересуйтесь в местном департаменте образования, вдруг эксперимент проходит рядом с вами.

Замысел природы

Откуда различия в психике мальчиков и девочек?

Ученые считают, что это замысел природы. В эволюции борются две противоположные тенденции: с одной стороны, природе надо сохранить то, что уже создано, закрепить у вида те признаки, которые ему нужны, передать их по наследству и, значит, сделать потомков как можно более похожими на своих родителей. А с другой стороны, прогресс предполагает дальнейшие изменения, разнообразие потомков, среди которых появится тот, кто позволит виду приспособиться к новым условиям, расширить среду обитания. Эти две тенденции воплощают в себе мужской и женский пол. Женский пол сохраняет в генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, а мужской пол, наоборот, легко теряет старое и приобретает новое, потому что что-то из этих приобретений может пригодиться в будущем, в момент возникновения экстремальных условий. Женский пол ориентирован на выживаемость, мужской - на прогресс.

Для продолжения вида нужно много представительниц женского пола. Женский пол природа «бережет», а мужского ей «не жалко». На особях мужского пола отрабатываются все новинки эволюции. Разброс врожденных признаков у мужчин значительно выше. Женщины как бы более одинаковы. А мужчины разные, их организм накапливает больше и полезных, и вредных мутаций. Вот, например, на 100 глухих девочек рождается 122 глухих мальчика. Дальтонизм тоже чаще встречается у мужчин. Среди детей с косоглазием, заиканием, дислексией, задержкой психического развития больше мальчиков. И логопедические группы детских садов состоят большей частью из них.

Мозг мужчины крупнее, более продвинут в развитии, но менее надежен и очень раним. При всех изменениях, и природных, и социальных, мужчины страдают больше. Но природа наделила их поисковым поведением: чтобы могли выжить, отыскав другое место обитания, где теплее и сытнее. Поэтому мужчины, и мальчики в том числе, склонны к освоению новых пространств, рискованным поступкам, они сообразительны в сложных ситуациях и умеют принимать нетрадиционные решения.

Личное мнение

Я не вижу никакого смысла в раздельном обучении мальчиков и девочек. Зачем искусственно изолировать их друг от друга? Мне кажется, что именно при совместном обучении, при живом общении скорее может возникнуть взаимопонимание, взаимоуважение. И постепенно воспитывается и прорастает нечто, которое потом будет названо великим словом «любовь». Я сам учился вместе с девочками и уже в первом классе влюбился. Эту девочку звали Наташа Витковская. Сейчас она дружит с моей сестрой, мы иногда видимся, и то детское, светлое чувство до сих пор живет в моей душе, и это очень приятно. Где же еще должно происходить такое «воспитание чувств», как не в школе?

Композитор Олег Иванов

Педагог Светлана Пятницкая рассказала «Летидору» о том, как в России менялись ценности раздельного обучения, в каких случаях мальчикам лучше учиться отдельно от девочек, и какие особенности в современном мире у раздельного обучения.

Традиции раздельного обучения в России

Раздельное обучение в царской России

Замысел о раздельном обучении девочек и мальчиков своими корнями уходит в царские времена.

Основной принцип раздельного обучения в дореволюционной России - женщинам и мужчинам необходимы разные знания для продуктивного пребывания в обществе.

Будущих хранительниц очага готовили к замужеству и материнству. Помимо изучения иностранных языков и уроков словесности, девушки занимались рукоделием, танцами и домоводством. Считалось, что у женщин возникают затруднения с точными и техническими науками, так что надобности в их изучении никто не видел.

Юношам предлагали более широкий круг дисциплин, в соответствии с их способностями. Ко всему прочему, они обладали возможностью обучаться в высших учебных заведениях.

Раздельное обучение в СССР

После прихода к власти коммунистической партии и закрепления всеобщего равенства конституционно, раздельные школы сменились смешанными. Одной из главных целей образования стало «формирование товарищества и дружбы между мальчиками и девочками», так что однополые классы уже не считались эффективными.

В 1943 году раздельное обучение в крупных городах СССР было восстановлено. Государство было заинтересовано в том, чтобы концепция раздельного образования воплощала в себе новую политику в отношении брака, семьи, сексуальности между полами.

Основополагающим в женском образовании стал образ матери, в мужском - защитника Отечества. Вместе с тем, ожидалось, что и мальчики, и девочки будут одинаково добросовестно трудиться на благо страны. В женских школах будущие «матери-труженицы» изучали педагогику, рукоделие и стенографию, а будущие «отцы-труженики» - допризывную и физическую подготовку.

В 1954 году раздельное по полу обучение было отменено, и советская школа опять стала смешанной. Первые эксперименты современного раздельного обучения стали наблюдаться в начале 90-х годов 20 века.

Сегодня раздельное образование имеет ряд особенностей: мальчики и девочки учатся в разных классах, но чаще всего - в стенах одного образовательного учреждения. Перечень базовых предметов для всех един, но отличаются дисциплины, входящие в вариативную часть. Внеклассные мероприятия для детей обоих полов в большинстве случаев проводят совместно.

Почему раздельное обучение – это хорошо

Известно, что биологическое развитие мальчиков и девочек происходит в разное время. Опираясь на этот факт, отечественные исследователи раздельного обучения (В.А. Геодакян, В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман и другие) считают: когда мальчики учатся отдельно от девочек, педагоги могут выработать специфические приемы, которые будут наиболее эффективны с каждым полом в отдельности. Следовательно, результаты успеваемости будут выше.

Разумная разница в подходах к обучению

Женский и мужской мозг функционируют по-разному. Нейропсихологи говорят о том, что у девочек преобладают интуиция и эмоции, у мальчиков - логика и рациональность. Раздельное обучение позволяет ребёнку взять за основу то, что даёт ему лучше «прочувствовать» материал, найти тот способ решения задачи, который соответствует его типу функциональной организации мозга.

В классе девочек учитель вместе с ними разбирает алгоритм выполнения задания, постепенно учит действовать самостоятельно, подготавливая к поиску собственных решении нетиповых заданий.

В классе мальчиков учитель включает детей в задания, требующие сообразительности и быстроты реакции, подводит к открытию принципа решения, не отвергая ошибок и предположений.

У детей нет страха перед негативной оценкой противоположного пола

В присутствии мальчиков девочки больше озабочены впечатлением, которое производят на них, а не учебой. А мальчики свое внимание выражают через обидные замечания и подтрунивания.

В гомогенном классе учителя отмечают более высокий уровень самооценки и мотивации достижения успеха. Ребёнок больше верит в собственные силы, снижается страх негативной оценки и насмешек со стороны противоположного пола.

Снижение агрессии внутри группы мальчиков

При однополом обучении учителя отмечают снижение физической агрессии у мальчиков: они легче «договариваются» при разрешении возникающих конфликтов, не возникает необходимости «демонстрации» перед девочками своей физической силы.

В совместных классах девочки вынуждены конкурировать за внимание мальчиков, а не учиться

Девочки при совместном обучении с мальчиками часто теряют важные составляющие женского типа личности. Им приходится одновременно конкурировать с мальчиками в учебе и пытаться понравиться им.

Все это приводит к тому, что девочки становятся агрессивными, порой даже жестокими, теряют уважение к мужчине (что обнажает риск подрыва будущей семейной жизни). Но в то же время они чувствуют себя беспомощными перед силой и «взрывным» характером поведения мальчиков.

Почему раздельное обучение – это плохо

В совместном классе дети учатся понимать и уважать представителей другого пола

Как известно, в школе дают не только возможности для развития психических функций и познавательных процессов, но и воспитывают личность. Исходя из того, что человек не может существовать вне социума, важно своевременно научиться понимать представителей другого пола, среди которых человек будет жить, когда вырастет.

Учителя воспитывают личности, готовые к разным моделям поведения и ролям в современном обществе

Жизнь настолько непредсказуема, что каждому из нас в определённых условиях необходимо уметь пользоваться тем типом мышления, который является для нас менее востребованным. Ребёнок в процессе разнополого обучения развивает в себе возможность пользоваться несвойственными ему видами мышления. В группе сверстников он получает многообразие вариантов решений одного и того же задания.

При условии грамотной организации учебного процесса и оптимального выбора возраста учащихся, раздельное обучение дает хорошие результаты по адаптации школьников, способствует формированию положительной и адекватной самооценки. Этот вид обучения позволяет создать в детском коллективе атмосферу эмоционального и психологического комфорта, снизить уровень тревожности детей, дает установку на достижение успеха. Вместе с тем, стоит помнить о том, как это может сказаться на целостной личности формирующегося человека. Разделив детей по разным школам, мы можем не раскрыть всех возможностей, которые человеку дала природа, рискуя эксплуатировать только один тип мышления. Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребёнок учился по-разному осмысливать учебный материал.

Таким образом, важно ориентироваться на индивидуальные особенности ребенка, его отношения с противоположным полом, а также внимательно выбирать ведущего педагога (классного руководителя), который найдет грамотный подход к каждому ученику вне зависимости от состава класса.

До 1918 года обучение детей было раздельным. 31 мая 1918 года выходит постановление “О введении обязательного совместного обучения”, подписанное комиссаром просвещения Луначарским. В 30-е годы многим, в том числе и новой власти во главе со Сталиным, стали видны негативные последствия “бесполого” обучения. Уже в те годы стал заметен дефицит сильных духом, мужественных и волевых юношей при призыве в армию. И это при том, что тогда на самом высоком уровне было и физическое, и трудовое, и патриотическое воспитание. Молодежь сдавала нормы ГТО, воспитывалась под лозунгом “Быстрее! Выше! Сильнее!” и т. д. И Сталин попытался вернуть школу к прежней модели… Сегодня многими это рассматривается как ошибка «тирана», чудачество... В раздельных школах дети стали лучше развиваться, особенно мальчики. У них постепенно стали исчезать черты, характерные для противоположного пола. Казалось бы, истина восторжествовала. Однако, такой порядок обучения существовал лишь до тех пор, пока был жив Сталин. В 1954 году мальчиков и девочек вновь смешали в общие классы по календарному возрасту.

Для генетически менее зрелых мальчиков представительницы «слабого пола» становятся духовно-эмоциональным примером поведения и образцом (“героем”) для подражания. Качества этого “образца” - прилежность, послушание, усидчивость, стремление услужить, понравиться, отсутствие протестных установок и т. д. Такая модель поведения стала активно поощряться учителями-женщинами. Постепенно из школьной жизни и чувств мальчиков исчезли ценности мужского характера. Исчезла мужская героика, былинный мужской эпос, мужская символика. Мальчики оказались погруженными в сугубо женскую духовно-сигнальную среду с ее смыслами и ценностями. Более того, духовно более зрелые девочки сами стали прививать менее зрелым мальчикам свои сугубо женские символы, пристрастия, игры, эмоции, мечты, фантазии, привычки, мотивы, смыслы жизни, страхи. В итоге на протяжении нескольких поколений из учебных заведений, где проходит большая часть жизни детей, исчезла поло-личностная самоидентификация молодых людей и особенно мальчиков.

В конечном счете, присущие только мальчикам природные задатки - страсть к риску, испытаниям на волю и силу духа, жажда быть смелым и мужественным - стали заглушаться и нейтрализоваться. Учитывая, что эмоции непременно имеют четкую и определенную гормональную активацию (а гормоны, как известно, вещества прямого генетического действия), речь идет о подавлении и нейтрализации мужских задатков и на генетическом уровне. Кроме того, природа мужского начала такова, что самое унизительное, позорное, буквально саморазрушительное переживание для мальчиков - быть слабее девочек. На этот счет имеются многочисленные сообщения в зарубежной, а в последние годы и в отечественной научной литературе: женоподобные мужчины стали все больше и больше заполнять пространство социальной жизни. Мы в ХХ веке провели над собой трагический эксперимент - игнорировали поло-ролевое воспитание и активно внедряли бесполую педагогику. Вот результат... В условиях, когда до основания разрушена народная воспитательная культура, когда до основания разрушено семейно-родовое воспитание, наша школа, нацеленная на некую сумму знаний (без воспитания чувств!) есть величайшее преступление перед народом.

Стоит только представить себе: встречаются по внешнему виду юноша и девушка. При этом у женственных юношей и омужествленных девушек высшей ценностью давно стала внешняя смазливость и привлекательность. Женятся. А по духу-то они оба – полуженщина-полумужчина! И когда они это открывают, кроме взаимного отчуждения и ненависти уже более ничего не испытывают. И в эту бойню часто, очень часто оказываются вовлеченными их дети. Обсуждать вопрос о раздельном обучении в школах начали примерно четверть века назад. Среди педагогов-новаторов Амонашвили, Шаталова, Щетинин занял свое место и Владимир Базарный. В то время он создал в подмосковном Сергиевом Посаде лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования. Проведя многочисленные социологические исследования, Базарный пришел к однозначному выводу: главный враг здоровья детей – современная школа в том виде, в каком она сейчас существует. Один из китов, на котором стоит методика педагога: разделение классов по половому признаку. "Смешение мальчиков и девочек в детсадах и школах по календарному возрасту - вещь непростительная", считает Владимир Базарный. – Девочки в начале обучения на 2-3 года духовно и физически опережают по своему развитию мальчиков. Исследования выявили, что если мальчики оказываются окруженными более сильными девочками, то у одних мальчиков формируются женские черты характера, у других складывается комплекс невротического неудачника".

Последователи методики академика Базарного убедились в том, что высоких результатов позволяет достигать именно программа раздельного обучения. К примеру, в одной из школ Красноярского края, перешедшей на раздельное обучение, более 60% учеников - отличники, 90% выпускников с первой попытки поступают в вузы.
В приложении к воспитанию эта истина выражается в том, что мальчики и девочки рождены для совершенно разных жизненных реализаций, поэтому обучать их нужно не одному набору наук (как это делается у нас в школах), а по совершенно разным программам и в разной манере. Образование девочки, например, включало в себя освоение 108 женских искусств (в том числе умение вести хозяйство, оказывать врачебную помощь, умение красиво одеваться, красиво двигаться и говорить, петь, писать стихи и тому подобное). У девочек родители стремились воспитать такие качества как: нежность, женственность, целомудрие, верность, трудолюбие, готовность стать невестой, матерью.

Мальчика обучали в духе той варны, к которой он принадлежал (переводя на современный язык, – в соответствии с его врожденной природой). Кто-то рожден, чтобы просто трудиться, кто-то – чтобы преумножать богатства, кто-то – чтобы защищать и руководить, кто-то – чтобы наставлять и советовать. Воспитывались смелость, воля, сила духа, способность быть лидером и брать на себя ответственность, готовность защищать более слабых, готовность стать главой семьи, встать на защиту Отечества и т.д. Народы еще в древности осознали: мужское в мальчике изначально закрепощено и само по себе не раскроется. Так появились испытания, направленные на преодоление страха, развитие силы, ловкости, смелости, выносливости. «Беда ожидает тот народ, ту цивилизацию, которая перестанет воспитывать мужество у своих мальчиков. В среде этого народа поселяется страх, парализуется воля, растет хаос в духовной сфере»

Владимир Базарный

В современном обществе почти повсеместно девочек учат так же, как мальчиков. Таким образом прививают им неверное видение своей жизненной роли – отсюда несчастливые в личной жизни женщины. Мальчиков же не ориентируют на соответствующую им социальную деятельность – отсюда профессионально потерянные мужчины (те, кто не доволен своей работой, своим положением и достижениями). Учителям рекомендуют, например, осторожно проводить в «девчоночьих» классах соревнования, потому что эмоциональные девочки иногда очень остро реагируют на неудачу, если проигрывают. А мальчишек, наоборот, соперничество может подстегнуть, заставить быстрее думать, искать правильный ответ. Речь не идёт о двух учебных программах. Просто одну и ту же дисциплину дети изучают разными темпами, часто по-другому строится и сам урок. Девочкам нужно подробно объяснить тему, привести примеры, а после этого проверить, как они усвоили материал, предложив решить задачку. Мальчикам свойственно искать новые пути, быть первооткрывателями. Им лучше предложить сначала справиться с заданием самостоятельно, а уже потом обобщить, рассказать, как и почему надо было действовать.

Следует учитывать и такую особенность - мальчиков необходимо включать в поисковую деятельность, их надо подталкивать к нахождению принципа решения, они лучше работают тогда, когда характер вопросов - открытый, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не просто повторить за учителем и запомнить информацию. Их нужно натолкнуть, чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе в течение урока, тогда они запомнят и усвоят материал. То есть, им больше подходит обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации. Мальчики лучше работают «от противного»: сначала - результат, потом - как мы к этому пришли. От общего - к частному. Почти все учителя говорят, что в классе мальчиков работать сложнее, но интереснее. Если же им предлагают действовать по шаблону, они в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему, не выполнить несвойственные им виды деятельности. Никто, в том числе и в стане противников раздельного обучения, не спорит: в "сегрегированных" классах и успеваемость выше, и дисциплина лучше, и усвоение знаний быстрее, и физически ребята крепче.

Минусы

Выпускники школ 40-х-50-х годов прошлого века вспоминают, что дружеской атмосферы в "однополом" классе, как правило, не было. О сплоченном коллективе не было и речи. Девочки всячески стремились показать свое превосходство. В "мужских" школах процветал культ силы, педагоги жаловались на многочисленные хулиганские выходки учащихся. Однако в наши дни в школах, создаваемых по новой модели, мальчики и девочки занимаются "через стенку", встречаясь и на переменках, и на внеклассных мероприятиях. Наиболее строгие критики этого метода обучения говорят о принципиальной недопустимости воспитания в детях привычки делить людей на "таких же, как я" и "других". Поделив учеников сначала по гендерному признаку, говорят оппоненты, возникает соблазн продолжить делить их по расовому, религиозному, физическому, интеллектуальному признакам. Некоторые критики считают, что в мужском классе будет процветать дедовщина. Встречаются даже мнения, что класс, где нет девочек, - хорошая среда для воспитания будущих... маньяков.

Аргумент, что в раздельных классах дети ограждены от сомнительных прелестей полового созревания, тоже не выдерживает критики. У нас сейчас слишком большое влияние имеют средства массовой информации, где детям рассказывается обо всех прелестях половой жизни, в том числе и добрачной. Помимо споров вокруг собственно метода, существует проблема совсем другого рода - педагогические кадры. В регионах, где проводится эксперимент, на роль классного руководителя в мужской класс ищут, как правило, мужчину. На деле выяснилось, что это почти нереально.

И все же гендерная педагогика набирает обороты. Учитывая предыдущий педагогический опыт и современные исследования, все больше учителей стараются возродить эту неоспоримо эффективную методику обучения. Все больше родителей ищут школы или классы с раздельным обучением. Эксперты в педагогическом сообществе обращают внимание на то, что большинство "разделенных" школ - гимназии, лицеи, образовательные учреждения с углубленным изучением ряда предметов. Там, где есть математические и гуманитарные классы, отчего бы не быть "мальчиковым" и "девчачьим". Кроме того, учиться не в такой школе, как все, престижно. Опытные площадки открылись уже на 35 территориях Российской Федерации - всего получилось 62 класса. Мониторинг здоровья, проведенный медиками после четырех лет обучения по новой системе, показал, что дети стали реже болеть. Раздельные уроки физкультуры дали поразительный эффект: ребята стали сильнее и выше ростом, чем их сверстники из других школ.

В Украине раздельное обучение также становится популярным и набирает обороты: 16 кадетских лицеев, кадетская школа под Киевом, 3 кадетских класса, 1 кадетский клуб. Заметим, что возвращение в Россию школ раздельного обучения приветствует также и Русская православная церковь.

По статьям Тимофея Шадрина и Владимира Базарного.


Top