Месяц Раджаб – начало подготовки к месяцу Рамадан. Начался месяц Шаабан. В чем его достоинство? Порядок, условия и место совершения намерения

Восьмой месяц исламского лунного календаря - Шаабан (Шахбан или Шагбан) - предшествует Рамазану. Мусульмане начинают готовиться к длительному периоду поста, стараются завершить многие дела, которые в Священный месяц выполнить будет затруднительно.

На особые достоинства для верующих Шаабана (в 2019 году он продлится с 6 апреля по 5 мая) указывает и его отдельное упоминание в Пречистой сунне. Пророк Мухаммад (с.г.в) уделял отдельное внимание поклонению в этот месяц. Рассказывая о нём сахабам, он отмечал: «Люди недооценивают месяц, находящийся между Раджабом и Рамаданом. В течение него деяния возвышаются к Всевышнему» (хадис приводят Насаи и Ахмад).

Шаабан ещё значим и одной из важнейших ночей в году - Бараат (наступает 19.04.2019 с заходом солнца) , которая несёт в себе множество благ мусульманам (более подробно об этой священной ночи вы можете прочитать ).

Пост в Шаабане

В этот месяц верующие могут обрести большой саваб, соблюдая уразу. В жизнеописании Заключительного Божьего посланника (с.г.в.) отмечается, что он часто прибегал к такой практике. В частности, его (р.а.) вспоминала: «Я никогда не видела, чтобы Пророк так много постился, кроме Рамадана, как он это делал в Шагбан» (Бухари, Муслим).

Исходя из этого хадиса следует, что Милость миров Мухаммад (с.г.в.) выделял Шаабан в плане соблюдения дополнительного поста, а значит, и нам желательно следовать его примеру.

В какие дни лучше соблюдать пост:

  • через день - это так называемый пост пророка Дауда (а.с.), который держал уразу либо только по чётным, либо нечётным дням. В одном хадисе говорится: «Самым любимым постом пред Всевышним считается пост Дауда» (Бухари, Муслим);
  • в понедельник и четверг - в хадисах, которые приводятся в сводах Тирмизи и Насаи, Посланник Господа (с.г.в.) всегда проводил эти дни постящимся;
  • в середине месяца -речь идёт о трёх днях в середине месяца, которые так же желательно посвятить уразе (в 2019 году они приходятся на 18, 19 и 20 апреля). Пророк Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «Если станешь соблюдать (дополнительный) пост - постись 13, 14 и 15 числа» (Тирмизи).

При этом есть и нежелательное время для выполнения этой формы поклонения Аллаху, а именно в последние два дня Шаабана, а также в пятничные дни. Здесь подразумевается выделение для поста именно этих дней. Если, например, человек соблюдает пост Дауда (а.с.) и очередной день выпадает на пятницу, то в таком случае соблюдать уразу в этот день дозволено.

Окончание Шаабана

К сожалению, ежегодно мы сталкиваемся с разногласиями в мусульманском сообществе относительно начала Рамазана. Это связано с тем, что в разных странах используется разная система определения наступления нового месяца. Одни богословы считают, что он наступает тогда, когда мы можем наблюдать воочию появление новой луны. Другие же полагают, что в данном случае следует использовать современные технологии астрономических наблюдений. Именно по причине применения различных методик практически каждый год возникают подобные разногласия.

Из-за наличия таких разночтений мусульмане всего мира оказываются в ситуации, когда в один и тот же день мы имеем либо первый день месяца Рамазан, когда пост обязателен, либо последний день Шаабана, когда ураза нежелательна. Чтобы ненароком не совершить грех, необходимо ответственно подойти к этому вопросу и выбрать точку зрения, которую вы считаете наиболее верной.

«О Аллах, даруй нам баракат Раджаба и Шаабана и позволь нам дожить до Рамадана»

Раджаб

Когда появлялась молодая луна месяца раджаб, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил мусульманам о необходимости готовиться к приходу рамадана. Эти два месяца даны нам именно для этого (чтобы готовиться к рамадану). Люди обычно «живут, чтобы видеть» различные достижения в своей жизни, но верующий, наоборот, живет ради того, чтобы достичь таких священных месяцев, как эти.

Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) имел обыкновение произносить следующее дуа, когда начинался месяц Раджаб:

اَللّٰهُمَّ بَارِكْ لَناَ فِيْ رَجَبٍ وَشَعْبانَ وَبَلّغْنَا رَمَضَانْ

«Аллахумма барик ляна фи Раджаба ва Шаабана ва балигна Рамадан»

«О Аллах, даруй нам баракат (благословения) Раджаба и Шаабана и позволь нам дожить до Рамадана» (Шуабуль-Иман, 3534, Ибну Сунни, 660, Мухтасар Заваид Баззар, 662, также см. Аль-Азкар,549. Хафиз Ибн Раджаб говорил, что это сообщение показывает достоинства чтения данного дуа. Истихбаб, Латаиф, с. 172).

Раджаб является вторым из четырех священных (запретных) месяцев (ашхуруль-хурум) в исламском календаре (месяцы, когда нельзя было начинать войны) (см. сура Тауба, 36). Остальные три месяца – это зуль-када, зуль-хиджжа и мухаррам.

Объясняя значимость этих месяцев, ученые отмечают, что добрые дела, совершенные в течение этих месяцев, считаются более добродетельными, а злые – более отвратительными перед Аллахом (Латаифуль-Маариф, с.163).

Благочестивый человек однажды заболел до наступления раджаба. Он сделал дуа Аллаху, чтобы Он позволил ему дожить, по крайней мере, до наступления раджаба, поскольку он слышал, что Аллах освобождает людей от наказания в месяце раджаб. И Всевышний Аллах принял его дуа (Латаифуль-Маариф, с. 173).

Шаабан

Что касается месяца шаабан, существуют достоверные хадисы, которые описывают особую важность 15-й ночи этого месяца. Посланник Аллаха (мир ему и благословение), как сообщается, сказал:

«Поистине, Всевышний Аллах прощает в эту ночь всех, кто просит о прощении, кроме тех, кто приписывает Ему товарищей, и тех, кто питает враждебность к другим (верующим)» (Сахих Ибн Хиббан, 5665, Ат-Таргыб, т.3, с. 459, Маджамау з-заваид, т. 8, с. 65, Латаифуль-Маариф, с.194).

Имам Ата ибн Ясар (да смилостивится над ним Аллах), один из выдающихся табиинов, сказал:

«После Лейлатуль-Кадр, нет более ценной ночи, чем ночь середины Шаабана» (Там же, с.197).

Имам Шафии (да смилостивится над ним Аллах) сказал:

«Я слышал, что дуа особенно принимаются Аллахом в следующие пять ночей: ночь на пятницу; ночи двух праздников (Ид); первая ночь Раджаба и ночь середины Шаабана» (Латаифуль Маариф, с.196).

Опыт людей, живших еще до Ислама, показывает, что Всевышний Аллах принимает дуа в течение месяца раджаб. Имам Ибн Аби Дунья привел несколько примеров этому в своей книге «Муджабу Даава» (Там же).

Не существует каких-то конкретных форм поклонения, предписанных в месяце раджаб или в 15-ю ночь шаабана. Можно заниматься любым видом ибадата (поклонения) по своему желанию.

Молодой месяц раджаба означает начало нового сезона, начало времени надежды, милосердия и прощения для верующих. Это «сезон» заканчивается через три месяца, в день Ид аль-Фитр.

Шейх Абу Бакр Бальхы (да смилостивится над ним Аллах) говорил:

«Раджаб – это месяц, в котором мы сажаем семена блага, т.е, увеличиваем наш ибадат. В Шаабан мы поливаем их, чтобы пожинать плоды в Рамадан» (Латаиф, стр. 173).

Пророк ﷺ сказал: «Превосходство месяца Шаабан перед другими месяцами такое же, как моё превосходство перед другими пророками ». Как мы знаем, наш ﷺ является не просто лучшим из всех пророков, а тем, ради которого было сотворено всё сущее. А теперь подумайте: какое же это превосходство месяца Ша"бан над остальными месяцами!

Все хорошие деяния, совершаемые в этом месяце, увеличиваются до 700 раз и поднимаются к небесам безо всяких препятствий. Как сказал Пророк ﷺ , название месяца Ша"бан происходит от слова «ташааба», что означает «распространение» – в этом месяце распространяется Добро. И особо желательное деяние в этом месяце – пост. Поэтому Посланник Аллаха ﷺ постился весь этот месяц.Однажды Асамат бин Зайд поинтересовался у Пророка ﷺ о причине его усердия в посте месяца Шаабан, на что был дан следующий ответ: «В этом месяце, который расположен между месяцем и , люди проявляют беспечность. В нём все деяния возносятся к Аллаху. Я хочу, чтобы во время вознесения моих деяний я соблюдал пост». Ведь так и получается, дорогие братья и сёстры: как только начинаются эти три месяца поста, люди с большой воодушевлённостью начинают соблюдать посты, совершать благие поступки. Но со дня на день эта воодушевлённость угасает так, что уже к концу месяца… исчезает вовсе. И в месяце Шаабан, как было сказано в хадисе, люди проявляют беспечность. Поэтому в этом месяце нам надо проявлять ещё больше усердия на пути Всевышнего. А кто не в состоянии поститься весь месяц, пусть постится хотя бы три дня в начале, три дня в середине (13-е, 14-е и 15-е числа) и три дня в конце месяца. Особенно ценен пост 15-го числа. В хадисе сказано: «Тому, кто в месяц Шаабан постился три дня вначале, три – в середине и три – в конце, Всевышний запишет вознаграждение подобно семидесяти пророков, а его степень будет подобна степени раба, поклонявшегося Всевышнему семьдесят лет. И если он умрёт в этом году, то умрёт шахидом ». Также желательным является поститься первый и последний четверг. В хадисе сказано: «Аллах обязуется ввести в Рай того, кто будет соблюдать пост первого и последнего четверга месяца Шаабан ».

В другом хадисе говорится: «Месяц Ша’бан является преградой от огня. И тот, кто желает встретиться со мной, пусть постится хотя бы три дня» . Также в этом месяце желательно побольше читать «салават»: «Аллаhума салли ‘ала Муẍаммадин ва ‘ала али Муẍаммадин васаллим» .

Ночь Бараат

Месяц Шаабан содержит одну из основных высокочтимых ночей – Бараат – ночь с 15-го на 16-е число (по некоторым данным, это ночь с 14-го на 15-е). Ночь назвали так, потому что в ней два избавления: избавление несчастных (грешных перед Всевышним) от милости и избавление авлия от неудачи и от оставления их без помощи.

Имам ас-Субки в своих тафсирах пишет: «Поистине, эта ночь смывает грехи всего года, а пятничная ночь смывает грехи недели, а ночь Предопределения () – грехи всей жизни », т. е., оживление этих ночей является причиной смывания грехов, и поэтому эту ночь (Бараат) называют ночью смывания грехов.

Также эту ночь называют ночью жизни из-за хадиса, который передал Мунзирий от Пророка ﷺ : «Сердце того, кто оживит праздничную ночь и ночь середины месяца Шаабан, не умрёт в день смерти сердец ».

Также эту ночь называют ночью заступничества из-за того, что передали: «Пророк ﷺ попросил Всевышнего в 13-ю ночь заступничества за свою умму, и Аллах дал ему заступничество только за троих. Пророк ﷺ попросил заступничества и в 14-ю ночь, и Всевышний дал ему заступничество для 30. Пророк ﷺ попросил в 15-ю ночь, и Всевышний дал ему заступничество для всей уммы, кроме тех, кто убежал от Аллаха, подобно тому, как убегает верблюд» (тот, кто отдалился от Аллаха ﷻ постоянством в совершении грехов)».

Также эту ночь называют ночью освобождения из-за хадиса, который передали от Ибн Исхака и от Анаса ибн Малика, где Айша передаёт слова Пророка ﷺ: «О Айша разве ты не знаешь, что эта ночь – ночь середины Шаабана? Поистине, этой ночью Аллах освобождает Своих рабов от Ада по количеству волос в шерсти овец племени Бану Кальб, кроме следующих типов людей: постоянно употребляющих опьяняющее, ослушивающихся родителей и приносящих им вред, постоянных в грехе прелюбодеяния, прерывающих родственные и дружеские отношения, сеющих смуту и клеветников».

Самое главное – пересмотреть в эту ночь свою жизнь, поступки, мысли. Никто не должен забывать, что жизнь на этой земле когда-нибудь кончится, и мы вернёмся к Аллаху. А Судный день обязательно настанет. В эту ночь происходят события, даются блага, приходят смерть и болезни, и они будут переданы соответствующим ангелам. Поэтому мусульманин не должен относиться к этой священной ночи небрежно: истинно верующий ни на миг не забывает, что создан Аллахом и будет возвращён к Нему. Бдительность приведёт мусульманина к счастью на этом и на том свете.

В священных хадисах рассказывается о благословенной ночи , которая для верующих является ночью большой милости и прощения грехов. Наш Пророк ﷺ сообщил следующее: «Как только наступит ночь в середине месяца Шаабан, проводите её в поклонении, а днём держите пост. Ведь Аллах в эту ночь, начиная с захода солнца, ниспосылает Свою милость на небосвод земли и повелевает так: «Нет ли кающихся передо Мной – Я их прощу, нет ли просящих блага – Я дам им, нет ли охваченных болезнью – Я ниспошлю выздоровление». И так продолжается до самого утра». Наш любимый Пророк ﷺ говорил: «Аллах в середине месяца Шаабан смотрит на положение Своих рабов. Он прощает всех, кроме многобожников и злопамятных».

В другом хадисе сказано: «Аллах в ночь середины месяца Шаабан, показав блага на небосводе земли, простит грехи людей, количество которых превышает количество волосков на шкурах баранов рода Келб ».

Однако тут важно помнить, что этой ночью Всемогущий Аллах не посмотрит на лица (не простит грехи и не удостоит милости) тех, кто исповедует многобожие, испытывает злобу к мусульманам, прерывает отношения с родственниками, проявляет высокомерие и перечит родителям, употребляет алкоголь, совершает прелюбодеяние, провоцирует смуту, отступает от Ислама, а также клеветников.

Священную ночь Бараат надо постараться провести в ибадате, совершая молитвы, читая Коран, делая дуа, посещая старших, особо почитая родителей, дабы получить от них благословение. Также в Лайлят-уль-Бараат рекомендуется вспоминать и желать милости, прощения, благоденствия умершим мусульманам и рассказывать детям о достоинстве и ценности этой ночи.

От Посланника Аллаха ﷺ нам известно, что это одна из ночей, когда Всевышний принимает мольбы и просьбы Своих рабов. Помимо прочего, желательно читать этой ночью три раза суру «Ясин». Первый раз – с намерением продления жизни, второй – для избежания бед и несчастий, третий – для увеличения благ. Знайте, что счастье и спасение возможно, если жить согласно повелениям Аллаха и Его Посланника ﷺ. Пусть же в эту ночь Всевышний простит и будет милостив ко всем мусульманам.

Хочется привести в пример дуа нашего любимого Пророка ﷺ, которое он читал в эту ночь: «О Аллах! Я прибегаю к Твоему прощению от мучений, к Твоему довольству от Твоего гнева. Я бессилен воздать хвалу Тебе в достаточной степени. Ты Велик настолько, насколько Ты Сам Себя восхвалил ».

Накануне благословенной ночи Бараат, перед заходом солнца желательно 40 раз прочитать следующее дуа:

«СубхIаналлагьи валь-хIамдулиллягьи ва ля илягьа илляллагьу валлагьу акбар ва ля хIавля ва ля къуввата илля биллягьиль гIалиййиль гIазим ».

После этого дуа – 100 раз салават (приветствие) Пророку Мухаммаду ﷺ. А после обязательной молитвы магриб (вечерней) следует выполнить шесть ракаатов нафиль-намаза (желательного), совершая по два ракаата отдельно. Потом желательно прочитать суру «Ясин» с вышесказанными намерениями.

Также после чтения суры «Ясин» желательно обратиться к Аллаху со следующим дуа:

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ. اَللَّهُمَّ يَا ذَا الْمَنِّ وَ لاَ يُمَنُّ عَلَيْهِ يَا ذَا الْجَلاَلِ وَ الإِكْرَامِ يَا ذَا الطَّوْلِ وَ الإِنْعَامِ لاَ إِلَهَ إِلاَّ أَنْتَ ظَهْرَ الاَّجِينَ وَ جَارَ الْمُسْتَجِرِينَ وَ أَمَانَ الْخَآئِفِينَ. اَللَّهُمَّ إِنْ كُنْتَ كَتَبْتَنِي (كَتَبْتَنَا) عِنْدَكَ فِي أُمِّ الْكِتَابِ شَقِيًّا (أَشْقِيَاءَ) أَوْ مَحْرُومًا (مَحْرُومِينَ) أَوْ مَطْرُودًا (مَطْرُودِينَ) أَوْ مُقْتَرًا عَلَيَّ (عَلَيْنَا) فِي الرِّزْقِ فَامْحُ. اَللَّهُمَّ بِفَضْلِكَ شَقَاوَتِي (شَقَاوَتَنَا) وَ حِرْمَانِي (حِرْمَانَنَا) وَ طَرْدِي (طَرْدَنَا) وَ اقْتَارَ رِزْقِي (رِزْقِنَا) وَ أَثْبِتْنِي (أَثْبِتْنَا) عِنْدَكَ فِي أُمِّ الْكِتَابِ سَعِيدًا (سُعَدَاءَ) مَرْزُوقًا (مَرْزُوقُيِنَ) مُوَفَّقًا (مُوَفَّقِينَ) ِللْخَيْرَاتِ فَإِنَّكَ قُلْتَ وَ قَوْلُكَ الْحَقُّ فِي كِتَابِكَ المُنَزَّلِ عَلَى لِسَانِ نَبِيِّكَ الْمُرْسَلِ يَمْحُو اللهُ مَا يَشَآءُ وَ يُثْبِتُ وَ عِنْدَهُ أُمُّ الْكِتَابِ. إِلَهِي (إِلَهَنَا) بِالتَّجَلِّي الأَعْظَمِ فِي لَيْلَةِ النِّصْفِ مِنْ شَعْبَانَ الْمُكَرَّمِ الَّتِي يُفْرَقُ فِيهَا كُلُّ أَمْرٍ حَكِيمٍ وَ يُبْرَمُ أَنْ تَكْشِفَ عَنِّي (عَنَّا) مِنَ الْبَلآءِ مَا أَعْلَمُ (نَعْلَمُ) وَ مَا لاَ أَعْلَمُ (نَعْلَمُ) وَ مَآ أنْتَ بِهِ أَعْلَمُ إِنَّكَ أَنْتَ الأَعَزُّ الأَكْرَمُ. وَ صَلَّى اللهُ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَ آلِهِ وَ صَحْبِهِ وَ سَلَّمْ

Бисмиллаhи ррахIмани ррахIим. Аллаhумма, я залманни ва ла юманну "аляйhи, я заль джалали валь икрами, я за тIтIавли валь ингIами, ла илаhа илла анта заhра лладжина ва джараль мустаджирина ва аманал хаифина.

Аллаhумма ин кунта катабтани (катабтана) "индака фи уммил китаби шакъиййян (ашкъияа), ав махIруман (махIрумина), ав матIрудан (матIрудина), ав мукътарран "аляййя ("аляйна) фи рризкъи фамхIу. Аллаhумма бифазлика шакъавати (ша-къаватана) ва хIирмани (хIирманана), ва тIарди (тIардана), ва икътара ризкъи (ризкъана), ва асбитни (ваасбитна) "индака фи уммил китаби саидан (суадаа) марзукъан (марзукъина) муваффакъан (муваффакъина) лилхайрати, фаиннака къулта ва къавлукал хIякъу фи китабикал мунзали "аля лисани набиййикал мурсали ямхIу ллаhу ма яшау, ва юсбиту, ва "индагьу уммул китаби. Илаhи (илаhана) биттажаллиял а"зами фи лайлати ннисфи мин шаъбанал мукаррамиллати юфракъу фиhа куллу амрин хIаким, ва юбраму ан такшифа "анни ("анна) минал балаи ма а"ламу (на"ламу), ва ма ла а"ламу (на"ламу), ва ма анта биhи а"ламу, иннака антал а"аззул акрам. Ва салла ллаhу "аля саййиддина МухIаммадин ва алиhи ва сахIбиhи ва саллям.

Мухаммад Мусаев , Мурад Магомедов

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Муфтий, шейх Абдульазиз ибн Абдулла ибн Баз (да помилует его Аллах)

Вопрос: В книге «Сахих аль-джами» я прочитал хадис под номером 397, о котором шейх Аль-Альбани сказал, что он достоверный. Этот хадис: передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда пройдет половина месяца шаабан, то не держите пост, пока не придет месяц рамадан». Так же есть другой хадис, в этом сборнике он под номером 4638, о котором сказал шейх Аль-Альбани, что он достоверный. Этот хадис: передается от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что она сказала: «Самыми любимыми месяцами для поста у посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, были шаабан, который он соединял с рамаданом». Как правильно понять эти хадисы?

Ответ: С именем Аллаха, вся хвала Аллаху, а затем: пророк, мир ему и благословение Аллаха, держал пост весь месяц шаабан, или может быть оставлял пост в небольшую его часть, как это достоверно подтверждается в хадисах от Аиши и Умм Салямы. Что касается хадиса с запретом держать пост после половины шаабана, то он достоверный, как сказал об этом выдающийся ученый, шейх Насыруддин Аль-Альбани. Запрет, о котором говорится в хадисе – это запрет начинать пост после середины месяца шаабан. А тот, кто держит пост большую часть месяца, или его полностью – его дело совпадает с сунной. И успех – от Аллаха. «Маджмуа фатауа уа макалят», т. 15, Журнал «Даауа» № 1437 от 03.11.1414 г.х.

Вопрос: Уважаемый шейх, держать пост во вторую половину месяца шаабан относится к нежелательным действиям или к запретным?

Ответ: Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорит: « Когда пройдет половина месяца шаабан, то не держите пост». Это достоверный хадис. Поэтому, в соответствии с этим достоверным хадисом, тот, кто не держал пост в начале месяца, пусть не держит его и после того, как пройдет половина месяца. И тем более не должен он держать пост в конце месяца в соответствии со словами пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Не предваряйте рамадан постом в день или два дня, а если держит (по другой причине) человек пост (в эти дни), то пусть его держит». А тот, у кого выпал пост в эти дни из-за обычая выполнять другую сунну, то нет в этом проблем. Если его обычаем является держать желательный пост в понедельник и четверг, то нет проблем в том, если он будет держать этот пост в эти дни. Или его обычаем является держать пост через день, то тоже нет в этом проблем. А что касается того, чтобы он начал пост после половины шаабана только по причине этого месяца, то это не разрешено. А если он держит пост, начиная с 14 дня, или 15… Или 13, то нет в этом проблем, так как он охватывает большую часть месяца. Если держит пост весь месяц или его большую часть, то нет в этом проблем, а если он не держит пост первую половину, а затем начинает держать пост во второй половине – это как раз то, что запрещено. «Фатауа нурун аля ддарб»

Вопрос: Каково мнение Шариата о том, что я постоянно держу пост три месяца: раджаб, шаабан и рамадан и еще шесть дней в месяц шаууаль? И я всилах делать это.

Ответ: Нет греха в этом. Тот, кто держал пост в раджаб, шаабан и рамадан – нет греха. Порицаемым является выделять для поста раджаб, а если вместе с ним держат пост и в месяц шаабан, то нет в этом проблем. «Фатауа нурун аля ддарб»

Вопрос: Многие люди держат пост в пятнадцатый день месяца шаабан. Пришло ли это в сунне, или же это бидъа (нововведение)?

Ответ: Нет у этого основы. Выделять для поста пятнадцатый день – нет у этого дела основы. Нет ничего в достоверной сунне, что бы указывало на это действие. Но держать пост в «белые дни» (дни, в ночи перед которыми луна полная) – 13, 14 и 15 дни – это желательно во все месяцы. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, держал пост в белые дни и держал пост весь месяц шаабан, и мог держать пост большую часть месяца шаабан. И иногда он, мир ему и благословение Аллаха, держал весь месяц шаабан, а иногда большую его часть. «Фатауа нурун аля ддарб»

Вопрос: Каково положение поста в 15 день месяца шаабан, и выстаивания в намазе ночи этого дня (так называемой «ночи бараат») и дуа, которое говорят в эту ночь?

Ответ: Это несостоятельно, нет у этого дела достоверной основы. Не является желательным пост в 15 день месяца шаабан, не является желательным выстаивать в намазе ночь 15 шаабана, потому как нет достоверных хадисов об этом. И мы уже выпустили несколько статей об этом. «Фатауа нурун аля ддарб»

Вопрос: Разрешается ли отмечать и оживлять ночь 15 шаабана (так называемую «ночь бараат»)?

Ответ: Не разрешается отмечать 15 ночь шаабана и нет основы у этого дела. И не разрешается отмечать 27 ночь месяца раджаб, которую они называют «ночь исра и мирадж». Все это – нововведение. Не положено отмечать ни 15 ночь шаабана, ни 27 ночь раджаба, все это из числа нововведений, которые придумали люди. Так же к нововведением относится и празднование дня рождения пророка (мавлид), мир ему и благословение Аллаха. Не разрешается отмечать ни пророческий день рождения, ни 15 ночь шаабана, ни 27 ночь раджаба, которую они называют «ночь исра и мирадж». Все это – нововведения. Не делали этого, ни посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ни его праведные халифы, ни другие его сподвижники, да будет доволен ими Аллах, ни праведные ученые из первых трех лучших поколений. Это все придумали люди. Мы просим Аллаха о благополучии. «Фатауа нурун аля ддарб»

Вопрос: В одной книге приводится хадис от Ибн Масъуда, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто в ночь 15 шаабана совершит сто ракатов, прочитывая в каждом из них суру «Фатиха» и пять раз суру «Ихляс», то ниспошлет Аллах к нему 500 000 ангелов, и у каждого из них будет тетрадь из света, в которые они будут записывать награду этого молящегося вплоть до Дня Воскресения». В книге не указано название этого намаза. Уважаемый шейх, скажите каково оно, и объясните насколько это правильно. Да воздаст вам Аллах добром.

Ответ: Этот хадис ложно приписан пророку, мир ему и благословение Аллаха. Нет у него (у хадиса) основы, и нет у него достоверности. И все (хадисы), в которых говорится о выстаивании намаза в ночь 15 шаабана, об особых дуа, и о том что нужно читать в эту ночь – все они ложные. У всего этого нет основы, и все это не достоверно. Пусть это будет правилом, которое тебе следует знать. И этот хадис такой же. Это ложный хадис, у которого нет достоверности. И мы просим Аллаха о благополучии. «Фатауа нурун аля ддарб»

Вопрос: Разрешено ли держать пост в последний день месяца шаабан?

Ответ: Если ты обычно держишь пост в понедельник и четверг, и последний день месяца шаабан получился понедельник или четверг, то держи в него пост в соответствии со словами пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Не предваряйте рамадан постом в день или два дня, а если держит (по другой причине) человек пост (в эти дни), то пусть его держит» . Если кто-то держит пост через день, или держит пост по понедельникам и четвергам, и этот день выпал на 30 шаабана, то пусть держит пост, потому что он постится по обычаю (из сунны). Это не запрещено, даже перед началом рамадана. «Фатауа нурун аля ддарб»

Вопрос: Женщина в сомнениях: она должна была возместить пропущенный в прошлом году день поста месяца рамадан, и она его возместила в последний день месяца шаабан. Обязана ли она чем-нибудь теперь?

Ответ: Она ничем не обязана, так как это было возмещением и ее обязанностью. «Фатауа нурун аля ддарб»

Вопрос: Если небо закрыто облаками или пылью (в ночь после 29 шаабана), обязательно ли, или узаконено ли в шариате держать пост в (следующий день) день сомнения (яуму аш-шакк) из осторожности, что может быть месяц рамадан уже начался?

Ответ: Не разрешается держать пост в день сомнения, даже если закрыто небо. Таково правильное мнение, так как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поститесь, увидев его (новолуние), и прерывайте пост, увидев его. А если скрыто небо от вас, то отсчитайте для шаабана 30 дней». (Муслим 1081.) И сказал так же: «Не предваряйте рамадан постом в день или два дня, а если держит (по другой причине) человек пост (в эти дни), то пусть его держит». (Муслим 1082.)
А что касается того, что передается про Ибн Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что он держал пост в 30 день, если небо было закрыто – то это его иджтихад, да будет доволен им Аллах, но правильное мнение – обратное этому: обязательно не поститься в этот день. Ибн Умар совершил иджтихад, но этот его иджтихад противоречит сунне, да простит его Аллах. Правильно в этом вопросе то, что мусульмане должны не держать пост в 30 день, если не видели новолуния и если небо было закрыто. И не разрешен пост (рамадана) до тех пор, пока не увидят люди новолуние, или же пока не будет завершен отсчет дней шаабана. Такова обязанность мусульман, и не разрешается никому отклоняться от ясного указания из текста (Корана или Сунны), следуя словам кого-либо из людей. Ни словам Ибн Умара, ни кого-либо другого. Потому что указание из текста Корана и Сунны первостепенно относительно всего остального в соответствии со словами Всевышнего Аллаха:
«Берите же то, что дал вам посланник Аллаха, и сторонитесь того, что он запретил вам». (Сура «Собрание», аят 7.) И в соответствии со словами Его, Высочайшего и Великого: «Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания». (Сура «Свет», аят 63.)«Маджмуа фатауа уа макалят», т. 15. «Фатауа нурун аля ддарб»

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Шаабан — один из самых ценных месяцев, для которого можно найти особые инструкции в Сунне Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям). В достоверном хадисе сообщается, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) постился большую часть месяца Шаабан. Эти посты не были для него обязательными, но Шаабан — это месяц, непосредственно предшествующий Рамадану. Поэтому Пророком Мухаммадом (салляллаху алейхи уа саллям) были предложены подготовительные меры, некоторые из которых перечислены ниже:

1. Благословенный сподвижник Анас (радиаллаху анху) сообщил, что Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям) спросили:

«Какой пост наиболее ценен после постов Рамадана?». Он ответил: «Посты Шаабана в честь Рамадана». (Передано Тирмизи, гариб-хадис)

2. Благословенный сподвижник Усама ибн Зейд (радиаллаху анху) сообщил, что он спросил Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям):

«Посланник Аллаха, я видел тебя постящимся в месяц Шаабан так часто, как ни в какой другой месяц.» Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) ответил: «Это (Шаабан) месяц между Раджабом и Рамаданом, которым многие люди пренебрегают. И это месяц, в котором расчет дел (людей) представляется перед Господом вселенной, поэтому я хочу, чтобы мои дела были представлены в то время, когда я держу пост». (Насаи. Сунан)

3. Уммуль-Му"минин Айша (радиаллаху анха) сказала:

«Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) имел обыкновение поститься весь Шаабан.» Я спросила его: «Посланник Аллаха, Шаабан — твой самый любимый месяц для поста?» Он сказал: «В этом месяце Аллах устанавливает список людей, умирающих в этом году. Поэтому я хочу, чтобы моя смерть пришла, когда я держу пост». (Передал Абу Ягля с надежной (хасан) цепочкой рассказчиков (Мунзири. Таргиб ва тархиб. - Том 2, стр. 240))

4. В другом хадисе она говорит:

«Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) иногда начинал поститься беспрерывно, что мы начинали думать, что он никогда не прекратит поститься, а иногда он имел обыкновение прекращать поститься, что мы начинали думать, что он никогда не будет поститься. Я никогда не видела Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям) постящимся в течение всего месяца, за исключением месяца Рамадан, и я никогда не видела его постящимся чаще, чем в Шаабан». (Бухари. Сахих; Муслим. Сахих)

5. В другом хадисе она говорит:

«Я никогда не видела Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) постящимся столь обильно, как он это делал в месяц Шаабан. Он имел обыкновение поститься в этот месяц, оставляя лишь несколько дней, вернее, он имел обыкновение поститься почти весь этот месяц». (Тирмизи. Сунан)

6. Уммуль-Му"минин Умм Салямах (радиаллаху анха) сказала:

«Я никогда не видела Посланника Аллаха постящимся на протяжении 2 месяцев беспрерывно кроме месяцев Шаабан и Рамадан». (Хасан-хадис, Тирмизи. Сунан)

Эти хадисы указывают на то, что пост в месяц Шаабан, хотя и не является обязательным, является настолько ценным, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) не любил пропускать его.

Но следует иметь ввиду, что посты Шаабана — только для тех людей, которые способны держать их, не вызывая при этом неполноценности в обязательных постах в Рамадан. Поэтому, если человек боится, что после постов в Шаабан он потеряет силу или бодрость для постов в Рамадан и окажется не способен с бодростью поститься в Рамадан, ему не следует поститься в Шаабан, поскольку пост в Рамадан, являющийся обязательным, более важен, чем добровольный пост в Шаабан. Поэтому Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) запретил мусульманам поститься 1 или 2 дня непосредственно перед началом Рамадана.

Благословенный сподвижник Абу Хурайра (радиаллаху анху) передал, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

«Не поститесь после того, как прошла первая половина месяца Шаабан».(Абу Дауд)

Согласно другому хадису, Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

«Не предваряйте месяц Рамадан одним или двумя постами». (Бухари)

Смысл приведенных выше хадисов — в том, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сам имел обыкновение поститься большую часть месяца Шаабан, потому что не боялся слабости или усталости перед началом Рамадана. А другим он приказал не поститься после 15-го шаабана из-за опасения, что они потеряют силу и бодрость перед началом Рамадана и не смогут с воодушевлением встретить месяц Рамадан.

Ночь Бараат

Еще одной значимой особенностью месяца Шаабан является наличие в нем ночи, которая обозначена в шариате как «Ляйлятуль-Бараат» (Ночь освобождения от Огня). Эта ночь наступает между 14-ым и 15-ым днями месяца Шаабан. Существуют определенные хадисы Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям), доказывающие, что это особая ночь, в которую Божественная милость посещает людей всей земли. Некоторые из хадисов приводятся ниже:

1. Сообщается, что Уммуль-Му"минин Айша (радиаллаху анха) сказала:

«Однажды Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) совершал ночную молитву (тахаджуд) и находился в очень продолжительном саджда, что я забоялась, не умер ли он. Когда я увидела это, я встала (с кровати) и подвинула его большой палец (чтобы убедиться, что он жив). Палец сдвинулся, и я вернулась (на свое место). Затем я услышала, как он говорил в саджда: «Я ищу прибежища Твоего прощения от Твоего наказания, и я ищу прибежища Твоего довольства от Твоего недовольства, и я ищу Твоего прибежища от Тебя. Я не могу восхвалить тебя так полно, как Ты того заслуживаешь. Ты именно такой, каким Ты определил Себя.» После этого он поднял голову из саджда и закончил свой намаз. Он обратился ко мне: «Айша, ты думала, что Пророк предал тебя?» Я сказала: «Нет, О Пророк Аллаха, но я боялась, что твою душу забрали (из этого мира), потому что твой саджда был очень долгим.» Он спросил меня: «Знаешь ли ты, что это за ночь?» Я сказала: «Аллах и Его Посланник знают лучше.» Он сказал: «Это ночь половины Шаабан. Аллах Всемогущий смотрит в эту ночь на своих рабов и прощает тех, кто просит прощения, и удостаивает Своей милости тех, кто молит о милости, но сохраняет тех, кто имеет злой умысел (против мусульманина), такими же (и не прощает их до тех пор, пока они не освободятся от злобы». (Передано Байхаки (Мунзири. Таргиб ва тархиб. - Том 2, стр. 232))

2. В другом хадисе саййидах Айша (радиаллаху анха) сообщила, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

«Аллах Всемогущий в ночь в середине (месяца) Шаабан прощает большое количество людей — больше, чем количество волосков овец племени Кальб». (Тирмизи. Сунан)

Кальб представляло собой большое племя, располагавшее очень большим числом овец. Поэтому последнее предложение хадиса указывает на большое количество людей, прощаемых в эту ночь Аллахом Всемогущим.

3. Еще в одном хадисе она передала, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

«Это срединная Ночь (месяца) Шаабан. Аллах освобождает большое количеств людей от Огня, больше, чем волосков, растущих на овцах племени Кальб. Но Он даже не посмотрит на человека, придающего Аллаху сотоварищей, или на того, кто взращивает злой умысел в своем сердце (против кого-нибудь), или на того, кто порывает родственные связи, или на человека, оставляющего свои одежды свисающими ниже щиколоток (как знак гордыни), или на того, кто ослушается родителей, и на того, кто имеет привычку пить вино». (Передано Байхаки (Мунзири. Таргиб ва тархиб. - Том 2, стр. 241))

4. Саййидина Му"аз ибн Джабаль (радиаллаху анху) передает, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

«Аллах Всемогущий посмотрит на всех созданных Им в срединную Ночь Шаабан и простит всех созданных Им, за исключением того, кто придает Ему сотоварищей или того, в чьем сердце злой умысел (против мусульманина)». (Передано Табарани и в «Сахих» Ибн Хиббана (Мунзири. Таргиб ва тархиб))

Хотя цепочка передатчиков некоторых из этих хадисов обладает некоторыми малыми техническими недостатками, но если посмотреть на все эти хадисы вместе, станет ясно, что эта ночь обладает некоторыми убедительными достоинствами, и проведение этой ночи как священной ночи не является безосновательным измышлением, как представляют себе это некоторые современные алимы, которые на основании упомянутых незначительных недостатков хадисов полностью отказались от придания этой ночи особого значения.

На самом деле, некоторые из экспертов по хадисам считали некоторые из данных хадисов достоверными, а дефекты в цепочки некоторых других рассматривались ими как незначительные технические недостатки, которые, согласно науке по хадисам, устраняются при наличии множества путей передачи. Поэтому старейшины уммы постоянно считали эту ночь ночью особых достоинств и проводили ее в поклонении и молитвах.

Что следует делать в эту ночь?

Чтобы соблюсти Ночь Бараат, следует бодрствовать в эту ночь так долго, как это возможно. Если у кого-то есть больше возможностей для этого, ему следует провести всю ночь в поклонении и молитве. Однако если кто-либо не может сделать этого по той или иной причине, он может выбрать для этих целей какую-либо существенную часть ночи, желательно ее вторую половину, и совершать следующие действия поклонения:

  • Намаз. Намаз — самое предпочтительное действие для исполнения в эту ночь. Нет какого-либо определенного количества ракаатов, но желательно, чтобы их было не менее восьми. Также рекомендуется каждую часть намаза — такие, как кыйям, руку" и саджда - исполнять дольше обычного. В намазе следует произносить самые длинные суры Священного Корана из тех, что человек знает наизусть. Если кто-нибудь не помнит длинные суры, он может также произносить несколько коротких сур в одном ракаате.
  • Тилават. Произнесение Священного Корана — другая форма поклонения, очень полезная в эту ночь. После совершения намаза или в любое другое время следует произнести из Священного Корана столько, сколько человек в состоянии сделать.
  • Зикр. Этой ночью следует также совершать зикр (поминание имени Аллаха). Следует произносить салят (дуруд) Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи уа саллям) столько, сколько возможно. Зикр можно также произносить во время ходьбы, лежа на кровати или в другие часы работы или отдыха.
  • Дуа. Наибольшая польза, которую можно извлечь из благ этой ночи, это дуа. Есть надежда, что все дуа в эту ночь будут приняты нашим Господом, иншааллах. Дуа само по себе является ибадатом, и Аллах Всемогущий дает награду за каждое дуа вместе с удовлетворением нужд обращающегося. Даже если то, о чем молили, не достигнуто, человек не может быть лишен награды за дуа, которая иногда более ценна, чем земные блага, к которым он стремится. Дуа также укрепляют отношения человека с Аллахом Всемогущим, что является главной целью всех видов и форм поклонения.

Человек может молить обо всем, что он пожелает. Но лучшие дуа — те, которые делал Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям). Эти дуа настолько всеобъемлющи, что красноречивые выражения, используемые в них, покрывают все человеческие нужды как этого мира, так и Следующего. В действительности, дуа Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) настолько глубоки, что человеческое воображение едва способно соразмерить их величие.

На тему дуа Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) доступны книги на различных языках, и человеку следует молить Аллаха Всемогущего в соответствии с ними, произнося дуа на арабском или же перевод их смысла на своем языке.

Есть люди, которые не могут исполнить дополнительный намаз или чтение Корана по различным причинам (болезнь, слабость или занятость другими необходимыми делами). Таким людям не стоит полностью лишаться благ этой ночи. Им следует исполнять следующие действия:

  • Исполнить намазы магриб, иша и фаджр с джамаатом в мечети или в своих домах в случае болезни;
  • Следует постоянно произносить зикр, ообенно упомянутый в пункте (в), в любом положении, пока человек не заснет;
  • Следует молить Аллаха о прощении и других благах. Это можно делать даже в кровати.

Женщины во время месячных не могут исполнять намаз и читать Коран, но они могут произносить любой зикр, тасбих, дуруд шариф и могут обращаться к Аллаху с любой просьбой, которую пожелают, на любом языке. Они также могут произносить арабские дуа, приведенные в Коране или в хадисах с намерением дуа (без намерения тилавата).

Согласно хадису, который является относительно менее достоверным, Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) был в эту ночь на кладбище Бакы, где он молил о мусульманах, похороненных там. На основе этого некоторые факихи считали мустахаб (рекомендуемым) в эту ночь пойти на мусульманское кладбище и произнести суру «Фатиха» или любую другую часть Корана и молить об умерших. Однако это действие не является обязательным, и его не следует исполнять регулярно в качестве обязательного.

Чего в эту ночь делать не следует

Как говорилось выше, Ночь Бараат — ночь особых благословений, направленных на мусульман. Поэтому эту ночь следует проводить в полной покорности Аллаху Всемогущему, и следует сторониться всех тех действий, которые могут не понравиться Аллаху. Хотя каждый мусульманин должен всегда воздерживаться от совершения грехов, в такие ночи это воздержание становится еще более необходимым, так как совершение грехов в эту ночь будет равносильно ответу на божественные блага непослушанием и тяжкими преступлениями. Такое высокомерное поведение не может вызвать ничего иного, кроме гнева Аллаха. Поэтому следует строго воздерживаться от всех грехов, особенно от упомянутых в хадисе №3 из приведенных ранее в этой статье, потому что грехи лишают человека благ этой ночи.

  • Некоторые люди в эту ночь занимаются делами, которые они считают необходимыми для празднования Ночи Бараат: они готовят особые блюда, подсвечивают дома или мечети, или временные сооружения. Все такие действия не только безосновательны и вымышлены невежественными людьми в последнее время, но в некоторых случаях являются полной имитацией ритуалов немусульман. Такое имитирование само по себе является грехом, а совершение его в такую благословенную ночь, как Ночь Бараат, делает его еще хуже. Мусульманам следует строго избегать подобных действий.
  • Некоторые люди в эту ночь проводят религиозные собрания и читают длинные лекции. Такие действия также не рекомендуются. В эту ночь необходимо заниматься только подлинными действиями поклонения.
  • Такие действия поклонения как намаз, произнесение Корана и зикр следует исполнять в эту ночь самостоятельно , а не коллективно. Не следует исполнять нафль-намаз в джамаате и не следует мусульманам организовывать собрания в мечетях для коллективного празднования этой ночи.

Наоборот, эта ночь подразумевает поклонение Аллаху в уединении. Это время для наслаждения от прямого контакта с Господом Вселенной и для уделения внимания Ему и только Ему. Это драгоценные часы данной ночи, в которые между человеком и Его Господом никто не должен вмешиваться, и следует обратиться к Аллаху с полной концентрацией без помех с чьей-либо стороны.

Поэтому Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) совершал действия поклонения этой ночью в полном уединении, без чьего-либо сопровождения, даже без его любимой спутницы жизни саййиды Айши (радиаллаху анха), и поэтому все формы добровольного поклонения (нафль-ибадат) рекомендованы им для совершения индивидуально, а не коллективно.

Пост 15-го шаабана

В день, следующий за Ночью Бараат, т.е. 15-го шаабана, является мустахаб (рекомендуемым) держать пост. Сообщалось, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) настоятельно рекомендовал данный пост. (Передал Ибн Маджа (Мунзири. Таргиб ва тархиб. - Том 2, стр. 242-243))

Хотя у некоторых ученых по хадисам имеются определеные сомнения в достоверности данного хадиса, однако, как упоминалось ранее, посты первой половины месяца Шаабан, имеют особые достоинства, и Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) постился большую часть дней в Шаабан. Большое количество старейшин (саляфов) уммы держали пост 15-го шаабана. Эта непрерывная практика указывает на то, что они принимали соответствующий хадис в качестве достоверного.

Поэтому рекомендуется поститься 15-го шаабана, держа добровольный (нафль) пост. Можно также держать каза-пост (возмещение пропущенного обязательного поста), и есть надежда, что человек может также получить пользу от достоинств этого поста. (См.: Мухаммад Таки Усмани. «Исламские месяцы», стр. 44-53)


Top