Если есть сомнения в омовении. Сомнения в намазе. В сторону Каабы во время купания

И его желательных (сунна) частей. Но основная часть сомнений касается обязательного в намазе. У меня никогда не было учителя по таджвиду - такого учителя нет в нашей местности (да одарит Всевышний Аллах меня учителем) и нет средств на то, чтобы отправиться на его поиски. Я полагал, что смогу справиться этим сам, однако всё перешло в навязчивые сомнения.

Сомнения такие серьёзные, что я начинаю все свои молитвы в конце их времени, а не в начале (да простит меня Аллах).

Больше всего сомнения мучают меня в намазах Зухр и Аср, так как их читают про себя. Когда я читаю вслух, сомнения мучают меня меньше: звуки слышатся иначе, когда читаю про себя [и мне кажется, что я делаю ошибки], и чаще всего на один намаз у меня уходит 45 минут. Я каждый раз читаю Аль-Фатиху с навязчивыми сомнениями, повторяя по многу раз одни и те же слова (например: «...ихдина, ихдина, ихдина…» - и так много раз).

И так - до момента, с которого я продолжаю обычное чтение, пока не дойду до следующего момента, в котором меня мучают сомнения. Поэтому я прошу Вашего совета, как мне быть, пожалуйста, ответьте на вопрос как можно скорее. Большое Вам спасибо, и да благословит Вас Аллах, Субханаху ва Тааля. Амин.

Вся хвала Аллаху, салават Пророку, его роду и сподвижникам.

"А затем:

Задающий вопрос, несомненно, входит в число ‘аджиз ‘ан аль-кира’а - «слабый в кираате». Это тот, кто не может правильно произносить арабские звуки. И невозможность этого связана с неспособностью: либо с каким-то дефектом [речи], либо потому что он не является носителем арабского языка, либо - как в этом случае - из-за отсутствия знающих людей [в этой местности], из-за чего такой человек не имеет возможности научиться фарз аль ‘айн в кираате - правильному чтению суры Аль-Фатиха и ташаххуда.

Если дело в этом и причина не ТОЛЬКО в васвасе (навязчивые сомнения) - ‘аджиз имеет извиняющее оправдание (‘узр) человека, который медленно читает в джамаат-намазе. Эти оправдания действительны, если тот, кто испытывает эти трудности, - новообратившийся мусульманин или даже мусульманин не из числа арабов. В таком случае он, однозначно, имеет право на послабление, так что даже если его чтение (кираат) неполноценно или не соответствует требованиям, это ему прощается.

Молитва ‘аджиза действительна только для него самого, и он может быть имамом только для тех, кто входит в категорию ‘аджиз или считает себя входящим в эту категорию, и ни для кого другого .

Поэтому такой человек не должен перечитывать эту молитву, даже если в будущем он выйдет из категории ‘аджиз , так как его молитва уже была действительна до этого .

Если такое положение сохранится, я советую в Вашем частном случае отказаться совершать намаз имамом, даже если джамаат состоит из таких же, как Вы - так как в этом случае имамом предпочтительно быть человеку, совершающему намаз быстрее всех [в вашей группе]. Ведь, чем длиннее такая молитва, тем больше шансов, что она станет недействительной.

Однако, если молящийся повторял: «...ихдина, ихдина, ихдина, ихдина…» - намеренно и при этом не считал, что это его повторение - часть его чтения, в таком случае эта молитва становится недействительной.

Это понятно объяснил имам Ибн Хаджар, разыАллаху анху:

«Если тот, кого мучает васвас, намеренно повторяет «бис, бис, бис…», намереваясь прочитать суру Аль-Фатиха [этим повторением] - в таком случае молитва действительна, иначе - недействительна» .

То есть «бис» - это часть первого аята суры Аль-Фатиха, но «бис, бис, бис» - не часть Корана и не часть какого-либо зикра вне намаза. И если читающий не намеревался таким повторением прочитать суру Аль-Фатиха - его намаз становится недействительным. Если же он имел намерением этим повторением прочитать суру Аль-Фатиха - в таком случае его намаз действителен.

Что касается другого аспекта в Вашем вопросе - чтения вслух Корана или азкаров в намазах сирйя - это считается лишь макрух. Но это при условии, что чтение вслух не мешает окружающим, будь они молящиеся или даже спящие . Если же такое чтение мешает окружающим - оно харам, хотя сама молитва действительна.

Несмотря на всё вышесказанное, настоятельно необходимо отметить следующее. Даже если молитва того, кого мучает васвас, действительна, это одна из самых уродливых форм самообмана и очень далека от пути Ихсана.

Вчитайтесь внимательно в то, что пишет имам аль-Газали, разыАллаху анху, ведь этого должно быть достаточно, чтобы мы зашевелились:

«Другая группа [обманывающих себя, как и те, что сильно сомневаются в своём намерении перед молитвой] - так же сбита с толку васвасом относительно правильного произношения звуков суры Аль-Фатиха и других [обязательных] частей намаза [таких, как ташаххуд, который входит в число рукнов намаза].

Такой человек может принимать меры предосторожности - одну за другой - удваивая буквы, отличая букву ﺽ от ﻆ и исправляя свое произношение во время всего намаза. И ничто больше его не беспокоит, и ни о чём он больше не думает, хотя в тоже время он небрежно относится к смыслу Корана, к его тайнам и к урокам, которые ему следовало бы извлечь из него.

Это одна из самых уродливых форм самообмана, поскольку от человека во время чтения Корана не требуется более тщательное произнесение звуков, чем при простой речи [по-арабски вне молитвы]. Такие люди подобны тому, кто обращается с речью, на которой присутствует правитель. И выступающий [подчиняясь приказу правителя] читает речь согласно протоколу [выступлений перед правителем] тщательно произнося каждую букву, снова и снова повторяя её много раз [каждый раз,когда читающий недоволен своим произношением]. И во время этого выступающий забывает о цели своего выступления и [что еще хуже, забыл] о достоинстве, с которым он должен выступать перед собранием. Как правильно задержать такого человека и отправить в приют для душевнобольных, объявив его сумасшедшим» .

Хвала Аллаху, по крайней мере, Вы не сомневаетесь в намерении перед молитвой! Яд, который питает Ваш васвас, - страх, что Ваша молитва станет недействительной из-а Вашего «неправильного» чтения.

Противоядие для этого - следующее правило:

Ошибка в чтении суры Аль-Фатиха приводит к нарушению намаза:

1. Если ошибка была совершена намеренно и при этом
2. Если она меняет смысл суры Аль-Фатиха.

Уверен, что, когда Вы думаете, что совершили ошибку в чтении Корана, эта ошибка не была намеренной. И уяснив это, можно разрушить карточный домик шайтана: вы можете совершить ошибку намеренно лишь в том случае, когда знаете, как читать правильно и как - неправильно. Но ведь вы сами сказали, что не обладаете знаниями («У меня никогда не было учителя по таджвиду»). Если Вас никогда не обучали таджвиду - на каком основании Вы сомневаетесь в собственном чтении?

На какой стандарт [чтения] Вы опираетесь, когда считаете Ваше чтение неверным? Конечно же, Вы ни на что не опираетесь - ведь у Вас нет этих знаний.

На самом деле, именно недостаток у Вас знаний (из-за чего Вы и попадаете в группу ‘аджиз) - это главный источник Ваших проблем и причина васваса.

Это происходит по той причине, что мы становимся наиболее уязвимыми для ухищрений шайтана, который сильней всего действует на каждого по отдельности и на каждого, кто заблудился [в пути]. И лишь когда у человека появляются знания, он обретает уверенность (якин), которая делает сомнения невозможными. Это становится ясно после изучения одного из пяти шариатских принципов, на которых (как сказано) и построен наш мазхаб: «Сомнение не устраняет уверенность».

Вам следует получить знания таджвида (в медресе) , чтобы читать Аль-Фатиху и ташаххуд без ошибок. Для этого нужно просто найти человека, который умеет правильно их читать, чтобы он сел и прочитал их с Вами.

Мы советуем Вам немедленно начать поиски учителя (или хотя бы продолжать иметь цель в сердце найти его, даже если это лишь пассивный поиск в виде надежды его найти), чтобы он научил Вас фарзу аль-‘айн из Корана - а это, по сути, только сура Аль-Фатиха - и также чтению ташаххуда.

Такой человек не обязательно должен быть профессионально обученным чтецом или иметь иджазу на преподавание Корана. Вы можете полагаться на ваше мнение (иджтихад занни) в этом вопросе и выбрать учителем любого человека, если уверены, что он лучше Вас знает правила чтения (кираат) (особенно полезным будет найти имама какой-нибудь мечети или учителя, либо любого, кто обладает знаниями). Иджтихад занни в этом случае можно сравнить с иджтихадом при определении Киблы (иджтихад аль-кибля). Вы делаете всё, что зависит от Вас, делаете максимально возможное для получения знаний . А Аллах не требует от нас невозможного:

«Аллах не возлагает на душу ничего, кроме возможного для неё» .

Даже если в будущем у Вас станет больше знаний и Вы поймёте, что Ваше чтение [Аль-Фатихи и ташаххуда] было полностью неверным - даже в этом случае - согласно правилам, упомянутым выше, Вы не обязаны перечитывать Ваши намазы, поскольку человек несёт ответственность в той степени, в какой он имел возможность получить знания.

Условия, описанные Вами: «...нет ни одного [учителя] в местности, где я живу и у меня нет средств на его поиск...» - создают впечатление, что вы живёте в изолированной от всех деревне, или посреди джунглей, или вообще где-то в пустыне.

Если вы не живете ни в одном из перечисленных мест, и если в вашей местности каждую неделю проводится джума (предположим наличие минимум 40 человек, проживающих в Вашем насёленном пункте), и если там, где вы живете, есть мечеть, нет сомнения в том, что Вы обязаны (ваджиб) научиться [обязательному] у того, кого Вы посчитали более знающим, чем Вы. Например, это может быть имам в Вашей местности - даже если его чтение Вам кажется некрасивым или Вы считаете, что он совершает ошибки в чтении. Помните, что как в фикхе, так и в кираате тоже есть мазхабы, и в этом - милость для Уммы.

Ведь больной не может лечить других, а оценивать другого может лишь тот, кто получил соответствующие знания. И если выяснится, что какой-то человек имел возможность исправить своё чтение Аль-Фатихи и ташаххуда и знал о такой возможности, но не сделал этого, для него такое непростительно - поскольку он уже имел такую возможность в прошлом и не сделал этого.

И если там, где Вы живете, действительно нет мечети и на самом деле нет никого в Вашей общине, к кому Вы могли бы обратиться, так как вы живёте далеко от джамаата мусульман - то есть если Вы живете на острове, подобному острову Оксфорд, тогда Вы убедили меня посетить Вас.

Да удалит Аллах преграду, мешающую принятие вашей просьбы, и да поднимет завесу, чтобы Вы могли сдержать проклятого шайтана с его проклятыми ухищрениями от причинения Вам вреда и боли!

«А’узу бикалиматилляхи ттамати мин ‘азабихи ва ‘икабихи ва шарри ‘ибадихи ва мин хамазати шшатани ва ан ядуруна»

[я прибегаю к защите совершенными словами Аллаха от Его гнева, и Его наказания, и зла Его рабов, и ухищрений шайтана, и от того, чтобы они были в моих мыслях]

«а’узу билляхи ссами’иль-‘алими мина ш-шайтани р-раджим мин хамзихи ва нафкихи ва нафзихи»

«Я прибегаю к защите Аллаха, Слышащего и Знающего, от проклятого шайтана и от его наущений, его гордыни и его сладких речей».

И после этого, начиная с «бисмиллях» [прочтите последнюю суру].

И да принесет это пользу.

Нуждающийся в защите,

Мухаммад аль-Афифи аль-Акити».

Избранная библиография:

1. Ба’ляви, Абдуррахман, Бугьят аль-Мустаршидин фи Талхис фатава ба’д аль-Мутааххирин, Булак, 1309-й год по хиджре.
2. Аль-Газали, Ихья ‘Улюм ад-Дин, Под редакцией Ахмада Бадави Табанах, в 4-х томах, Каир, Дар аль-Ихья кутуб аль-‘Арабийя, 1957-й год.
3. Ибн Хаджар, Фатава аль-Кубра аль-Фикхийя. В 4-х томах, Булак, 1309-й год по хиджре.
4. Ибн Хаджар, Аль-Манхадж аль-Кавим Шарх ‘аля аль-Мукаддима аль-Хазрамийя фи фикх ас-садат шафи’ия, Саййид Бафадль аль-Хазрами, Булак, 1305-й год по хиджре.
5. Навави аль-Джави, Нихаят аз-Зайн фи иршад аль-Мубтади’ин Шарх ‘аля Куррат аль-‘айн би мухиммат ад-Дин, имам аль-Маллибари, Каир, Мустафа аль-Баби аль-Халаби, 1938.

В нашей жизни в самых неожиданных моментах нас одолевают сомнения. Мы не знаем как правильно поступить, что выбрать, а порой сомневаемся в своих поступках: правильно ли мы их совершили, не допустили ли ошибки. Чаще всего этот недуг сомнения исходит от вечного врага человечества коварного и проклятого Иблиса. Недавно к нам пришло письмо с такого рода сомнениями, где автор просит помочь ему. Откликаясь на эту просьбу, мы даём ответ канонического редактора по этому важному вопросу и, надеемся, это пойдёт на пользу и другим нашим читателям.

Вопрос: У меня такая проблема. Возникают сомнения, когда совершаю омовение после малой нужды: не могу очиститься полностью от мочи, я совершаю омовение и опять чувствую то же самое, и так по нескольку раз, бывало, что почти час бегал из туалета для омовения и обратно. Все братья выходят из туалета и сразу совершают омовение - неужели у них всё так легко и просто? Я же постоянно чувствую дискомфорт, мне надо несколько раз всё проверить и только потом я совершаю омовение. На это уходит куча времени - чтобы сходить по малой нужде и совершить омовение, мне нужно как минимум полчаса! Я не знаю, болезнь это физическая или сомнения, может, наущает шайтан? Надеюсь, вы мне поможете решить эту проблему».
Ответ: К сожалению, эта болезнь в последнее время охватывает всё большее количество людей, особенно молодёжь. Если это всего лишь ваши сомнения, перестаньте обращать на это внимание. Чем больше вы будете обращать на это внимания, тем больше сомнений. В конечном итоге эти сомнения вас приведут к такому состоянию, когда вы просто не сможете совершить намаз. Вы будете думать, что соблюдаете чистоту, а на самом деле попадете под грех, и будете тратить время зря.
Вам нужно просто отбросить все сомнения и должны знать, что все это от шайтана. Также рекомендуется побрызгать воду на нижнее бельё ещё до выхода из туалета.
Во избежание подобного, при посещении уборной следуйте нижеследующим рекомендациям:
1) Заходите в туалет с левой ноги.
2) При входе читайте специальное дуа: Аллахумма инни а‘узу бика миналь-хубуси валь-хабаиси.
3) Справляйте нужду сидя, чуть упираясь на левую ногу.
4) После того как помочились, возьмите двумя пальцами (большим и указательным) половой орган от основания и выжмите его, вытягивая к концу, т.е. в сторону головки, чтобы очистить мочевой канал. Проделайте это три раза.
5) После выхода из туалета читайте дуа: Гъуфранака аль-хамду лиллягьи аллязи азгьаба ‘анниль- аза ва‘афани.
6) Просите Аллаха избавить вас от этой болезни.
Но если даже после принятия всех мер, моча по-прежнему будет выходить, надо будет совершать омовение непосредственно перед совершением намаза. Перед каждым намазом справлять нужду, тщательно промыть половой орган, приложить к нему материю, вату или что-либо впитывающее, дабы не запачкать нижнее бельё и одежду.
Конечно, не помешало бы обследоваться у врача, так как это может быть просто физической болезнью.

Открывая для себя молитвенную практику, не стоит давать сомнениям и страхам развиться. Весь этот поток негатива – от Сатаны. Через сомнение, на которое мы начали обращать внимание, а также через устрашения, перерастающие в нашем сознании в страх, он может сбить нас с толку. Если мы не обращаем внимания на его нашептывания, подводимые и забрасываемые к нам сомнения-устрашения, то его «атаки» становятся безрезультатными и он отступает на некоторое, порой продолжительное время.

И наконец, спокойно, без напряжений, но периодически стоит взывать к Всевышнему о помощи, и Он обязательно ответит. Нет сомнений в этом!

Если человека в молитве одолевает забывчивость, а значит, и сопряженная с этим нервозность, то для него будут своего рода панацеей следующие рекомендации:

1. Необходимо выучить несколько коротких сур из последней 30-й части (джуза) Корана. Выученные суры, которые надо будет читать в первых двух фардовых ракяатах либо в любом из ракяатов сунны после суры «аль-Фатиха», сделают молитву менее монотонной, человек привыкнет размышлять над заложенным в них смыслом.

2. Молящемуся полезно мысленно установить для себя в процессе совершения молитв несколько контрольных точек, в которых бы он фиксировал правильность и последовательность своих действий. Со временем он будет предвосхищать эти контрольные точки и концентрироваться на самой молитве.

3. Следует знать перевод тех сур, которые человек читает в намазе, так как это позволит соотносить жизнь и молитву как единое целое, в котором молитва влияет на жизнь, а жизнь на молитву. Об этом свидетельствуют следующие слова Всевышнего, переданные пророком Мухаммадом: «Я [Господь Бог] разделил молитву между Мною и молящимся человеком на две части. Раб Мой получит то, что просит. Когда скажет он: «Аль-хамду лил-ляхи раббиль-‘алямин» («Истинное восхваление принадлежит только Аллаху, Господу миров»), то скажу: «Благодарит Меня раб Мой»; когда скажет: «Ар-рахмани ррахим» («Милость Которого безгранична и вечна»), то скажу: «Восхваляет Меня раб Мой»; когда скажет: «Малики явмиддин» («Владыке Судного Дня»), то скажу: «Прославляет Меня раб Мой»; когда скажет: «Ийякя на‘буду ва ийякя наста‘ин» («Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи»), то скажу: «Это – между Мною и обращающимся ко Мне. Ему Я [дам] то, что он просит»; когда скажет: «Ихдина ссыратоль-мустакым, сыратоль-лязийна ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдуби ‘аляйхим ва ляддоллийн» («Направь нас на правильный путь. Путь тех, которым он был дарован. Не тех, на которых Ты разгневался, и не тех, которые сошли с него »), то скажу: «Это – рабу Моему. И ему – то, что он просит»

Я думаю, что сама много всего накручиваю, делаю сложности, и не знаю, что с этим делать. Стараюсь сейчас не обращать внимание на всякие мысли , которые идут от шайтана . Не получается начать сделать омовение и читать намаз .

Но у меня есть желание читать намаз и я понимаю, что это нужно обязательно. Но вот уже некоторое время, а я никак не могу сделать даже полное омовение (гусль). Я начинаю думать, что не сделала правильно намерение и т.д. Начинаю делать и почему-то останавливаюсь. Хотя стремление к религии у меня есть. Ответьте, ради Аллаха . Заранее спасибо.

С точки зрения религии:

Относительно же того момента, когда у Вас возникают сомнения омыли ли Вы ту или иную часть тела, отвечу словами имама аль-Газали , который в книге «Ихьяу-улюми-д-дин» пишет, что в подобных случаях надо просто-напросто не обращать внимания на подобные сомнения . Чем больше Вы будете поддаваться таким сомнениям , тем сильнее и чаще они у Вас будут возникать. Единственное лечение этой болезни, по- другому и не назовёшь, просто не придавать ей значения. Например, во время омовения Вы помыли лицо, затем правую руку, а когда перешли на левую, у Вас возникли сомнения всю ли правую руку Вы помыли и помыли ли её вообще? В таких случаях просто надо продолжить своё омовение , помойте левую руку, протрите голову (масх), помойте ноги, и омовение готово и действительно!

Аналогично поступайте и в отношении намаза . Если Вы будете следовать этим советам, Вы избавитесь от этой болезни в кратчайший срок!

С точки зрения психологии:

Проблема, касающаяся навязчивых мыслей, носящих характер сомнений , довольно-таки распространённая и нередко имеет под собой серьёзную психологическую основу. Важен сам факт того, что они вообще появились, какова их цель и внутренняя природа. Скорее всего, эти наущения появились в Вашей жизни не просто так, вдруг. Обязательно должен быть некий случай, прецедент, с которого всё и началось. Это могло быть некое событие в жизни , разговор с человеком, способным хорошо убеждать или ещё что-либо, оставившее эмоциональный след.

То же самое касается и оставления Вами обязательной молитвы . Вероятнее всего, что Вы не оставили её в один день, а постепенно свели на нет, либо не стали продолжать совершать после тех дней, в которые женщине совершать намаз запрещено.

Однако всё это вовсе не означает, что проблему решить невозможно. На самом деле, всё находится в Ваших руках и силой собственной воли Вы сумеете сами себе помочь.

Самое главное, так это принять мысль о том, что все эти сомнения нужно попросту игнорировать, то есть относиться к ним так, будто они не несут в себе никакой рациональной информации. Вот, к примеру, совершая омовение , Вы начинаете задаваться вопросом: «А не напутала ли я чего-нибудь, может, лучше всё сделать сначала, для полной уверенности?», то не надо ничего переделывать, считайте, что всё сделано правильно и продолжайте продвигаться дальше. Дело в том, что как только Вы поддадитесь одному сомнению, то следом пойдут ещё и другие. Это цепная реакция, которую нужно просто обрывать. В современной психологии подобное явление известно под названием , с которым можно и нужно бороться.

Поймите одно, что только игнорируя эти сомнения , Вы сможете в короткие сроки полностью сот них избавиться. Это на самом деле намного легче, чем может показаться. Главное, правильно ориентировать себя. То же самое касательно намерения : зачем устраивать из этого сложный ритуал, ведь достаточно просто в сердце решить для себя, что именно Вы собираетесь делать, и следовать за этим.

Вообще, довольно часто навязчивые сомнения можно обнаружить у той категории лиц, которые страдают повышенной тревожностью в сочетании с неглубокими познаниями в религиозных вопросах.

Не осложняйте себе жизнь , относитесь чуть проще и всё у Вас обязательно наладится. С сегодняшнего же дня начните совершать молитвы и уже завтра Вы приблизите себя к полному избавлению от этих наущений.

Мухаммад-Амин Магомедрасулов

Алиасхаб Анатольевич Мурзаев

психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям

В девяти случаях, при совершении четырех-ракатных намазов, если у молящегося возникнут

сомнения, относительно числа совершенных рак’атов, то его намаз не аннулируется, а должен

хорошо подумать, а затем если будет уверен или будет предполагать, что принял верное решение,

то должен, согласно этому решению, завершить намаз. Если же молящийся не уверен или

сомневается в правильности принятого им решения, то согласно вышесказанным предписаниям,

он должен продолжать намаз и его намаз будет считаться правильным. Из девяти случаев

сомнения, о которых было сказано выше, более всего, встречаются четыре случая. (Для

подробного - ознакомления со всеми девятью видами можете обратиться к книге «Таузих-ал-

масаил» положение 1208.) Мы же здесь дадим об яснение только тех четырех случаев, с которыми

больше всего приходится иметь дело:

1. Если у молящегося, после совершения второго саджда, появятся сомнения два рак’ата

совершить еще один рак’ат и затем закончить намаз. После намаза, в порядке

обязательной предосторожности, необходимо совершить одноракатный намаз-ихтият.

2. Если возникнут сомнения между вторым и четвертым рак’атом, после совершения

второго саджда, то молящийся должен принять решение, что он прочитал

четырехракатный намаз и на этом завершить намаз, а затем должен стоя прочесть

двухракатный намаз-ихтият.

3. Если возникнут сомнения между третим и четвертым рак’атом, то в какой бы части

намаза они не возникли, молящийся должен считать, что он совершил четырехракатный

намаз, а после этого должен стоя совершить один рак’ат намаз-ихтият или же сидя, два

рак’ата намаз-ихтият.

4. Если в положении стоя, у молящегося возникнут сомнения между четвертым и пятым

рак’атом, то он должен сесть и прочесть ташаххуд и салам, а после этого должен стоя

совершить один рак’ат намаз- ихтият или сидя два рак’ата намаз-ихтият.

Положение 275. Сомнения, на которые не нужно обращать внимание

1. При совершении желательных намазов.

2. При совершении общественного намаза.

3. После завершения намаза.

4. После окончания времени намаза.

Положение 276. Если у молящегося возникнут сомнения относительно количества рак’атов,

при совершении желательного намаза, т.е. если он точно не будет знать, один рак’ат он совершил

или два, то в этом случае молящийся может выбрать любую сторону сомнения, т.е. он может



этом желательном намазе два рак’ата или три, то в этом случае, молящийся должен считать, что

совершил три рак’ата.

Положение 277. Если при совершении общественного намаза, имам намаза-джамаат будут

иметь сомнения, относительно рак’атов намаза, но стоящий за имамом никаких сомнений не будет

иметь и будет давать понять имаму, который рак’ат совершается, то имам джамаата не должен

придавать значения своим сомнениям. Если же молящиеся имеют сомнения, относительно

рак’атов намаза, но имам джамаата - этих сомнений не имеет, то молящиеся должны выполнять

намаз так, как его выполняет имам и такой намаз будет считаться правильным.

Положение 278. Если молящийся, после завершения намаза, усомнится в правильности

совершения намаза, например, усомнится в том, что совершил ли он руку или нет, или усомнится

в том, что прочел четыре рак’ата или пять, то в таком случае не должен обращать никакого

внимания на свои сомнения, но если обе стороны его сомнения будут неверны, т.е. после

совершения четырехракатного намаза, молящийся будет иметь сомнения в том, что совершил ли

он три рак’ата или пять, то в таком случае его намаз аннулируется.

Положение 279. Если сомнения возникнут после того, как время намаза пройдет и молящийся

не будет знать прочел он намаз или нет, или будет предполагать, что не прочел намаз, то нет

прошло и будет предполагать, что не прочитал намаз, то обязан совершить этот намаз, даже если

будет предполагать, что намаз совершил, должен все равно совершить этот намаз.

Положение 280. Если у молящегося возникнет одно из тех сомнений, которое аннулирует

намаз, то он должен вначале немного подумать и если ничего не сможет вспомнить, и сомнение по



прежнему останется, то может прекратить совершение намаза, но будет лучше, если подумает,

чтобы намаз не аннулировался или же, чтобы после появления уверенности или предположения не

остаться разочарованным из-за того, что хорошо не подумал и не совершил намаз, как полагается.


Top