Кто не хочет почитать их. Что делать, если школьник не хочет читать заданное на лето. Что делать, если ребенок читать не хочет

Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например — не читать их

Рэй Брэдбери

Когда-то в конце 90-х мама двух сыновей обратилась ко мне с вопросом: “Не знаю что делать. Если старший еще что-то почитывает, то младшего никак не заставить читать. Может что посоветуешь?”

Знаете, дорогие друзья, проблема чтения обостряется с каждым годом. На фоне растущей доступности электронных устройств интерес к книгам стремительно подает. И хотя каждый гаджет снабжен различными программами-читалками, юные пользователи чаще выбирают приложения для работы с фотографиями.

Ну, а старшее поколение? Вечером после рабочего дня вместо того, чтобы отдохнуть несколько минут с книгой, предпочитают телевизор или блуждание по социальным сетям.

Если вы настроены поменять сложившееся хотя бы в своей семье, но не знаете с чего начать, давайте начнем вместе.

Когда не хочется читать, вспоминайте это

Вам приходилось делать что-либо по принуждению? А сколько раз вы были вынуждены повторять неприятное? И теперь, вспоминая об этом, как вы себя ощущаете?

В беседе с той женщиной промелькнуло предложение заставлять ребенка читать, возможно, в качестве наказания за проступки. Но к счастью она эту мысль отвергла.

Очень часто в нашей памяти всплывают различного рада ассоциации. Мы слышим знакомую мелодию и вспоминаем, где мы ее уже слышали. Мы чувствуем знакомый аромат парфюма и снова вспоминаем какие-то картины из прошлого. Так казалось бы забытые впечатления вновь пробуждаются.

А что вспомнит ребенок, открывая книгу? Что придет ему на память, через 10 или 20 лет, когда кто-то (например по работе) попросит его прочитать документ листов на 40?

А представьте, что в детстве в объятиях своей мамы ребенок слушает интонационное чтение древних историй. Состояние комфорта и безопасности глубоко проникает в памятные клеточки. И в будущем, открывая книгу, оно снова и снова будет вспоминаться.

Получается, что получение впечатлений может как притягивать, побуждая к действию, так и стопорить.

Люди не могут подчиняться силе до бесконечности

Н. Хилл

3 пункта на тот случай, когда не хочется читать

Люди делятся на две категории: тех, кто читает книги, и тех, кто слушает тех, кто читает

Вербер Бернард

Это высказывание справедливо не только в отношениях с детьми, но и в отношениях взрослого сообщества. Мы все удивляемся, почему управленцы получает больше, чем обычные исполнители. Все просто, друзья. Кажется, господин Бернард был прав.

В случае, если вы твердо намерены избавиться от нежелания читать книги, вам стоит начать с целей. Да-да, друзья, снова вопросы “зачем?” и “для чего?”

Возможно, вам следует откопать доказательства того, что именно познав истину, человек обретает подлинную свободу. Именно через непрерывный процесс познания человек растет и становится ценной личностью, с которой хочется развивать отношения вечно.

Кроме того на карту поставлено счастье. Представляете как глубоко мы зашли: человек, которому не хочется читать книги загоняет себя в темный угол отчаяния, нерешительности и безнадежности.

Кто всматривается в совершенный закон свободы и остаётся в нём, тот … будет счастлив

ученик Иаков

В итоге, читая нужный материал, человек становится лучше, где-то даже “мудрее своих врагов”. Без всяких сомнений, чтение практичного материала способно перевернуть жизнь читателя, что не может не сказаться на его приоритетах и ценностях.

Парадокс чтения: оно уводит нас от реальности, чтобы наполнить реальность смыслом

Д. Пеннак

Определившись с целями (или причинами для чтения), следующим пунктом надо взяться за преграды на пути к целям и способам их устранения.

Например мне не хочется читать потому что я слишком устаю на работе. Получается, надо определиться со временем, когда я не такой уставший. Или я уклоняюсь от чтения по причине неинтересности самого материала. Тогда надо вернуться к первому пункту, задумавшись, ту ли книгу я вообще взял в руки 🙂

Не торопитесь приписывать человеку лень. Лучше предложите ему интересное занятие

Инициативная группа

В целом эти 3 пункта не так сложны для личного применения. Но они могут казаться неподъемными, когда речь идет о ребенке. На самом деле, большую роль сыграет насколько вы успешны .

В подходящее время без нажима помогите ребенку задуматься над теми же целями, которые он достигнет благодаря чтению, над преградами, которые надо устранить и над способами, как лучше всего это сделать. Но спешите подсказывать ему, уступите ему право первого голоса.

И напоследок одно правило

Об этом правиле мы уже здесь говорили. И оно поможет вам продвигаться постранично, даже если книга действительно кишит неудобно произносимыми словами. Это .

Поставьте таймер (думаю в вашем электронном устройстве найдется такой) и всего лишь треть часа посвятите столь необходимому делу.

Помните: то, что вы собой представляете, определяется тем, что вы читаете

Джим Рон

Ну а если по прошествии этого времени, вы обнаружите, что книга недостойна следующего 20-и минутного отрезка, избавьтесь от нее навсегда.Зачем захломлять свое жилище 🙄

К слову сказать, в нашем городе установлены зеленые контейнеры для переработки макулатуры и на каждом из них написано “60 кг макулатуры сохраняет от вырубки одно дерево”. Вот туда и можно опустить никому ненужное чтиво.

Так что, друзья, в любом случае действуйте и помогайте тем, кому . А я в очередной раз хочу поблагодарить вас, что дочитали до конца этот пост.

Когда читаешь умные слова других, в голову приходят собственные умные мысли

«Ваше «Вино из одуванчиков» – совершенно неоднозначная вещь!» – очень пафосно заявил мне сын три минуты назад. Это я вчера в последнюю секунду сунула книжку ему в рюкзак. Судя по всему, мальчик проглотил текст не жуя, и теперь имеет, что сказать по поводу.

Вы заметили, как я ловко ввернула в предыдущее предложение скрытую цитату из Бабеля? Вам это доставило удовольствие? Вам нравится находить скрытые цитаты или ссылки, аккуратно тянуть за кончик, чтобы размотать метафору, смеяться в голос, когда герой якобы переводного детектива вдруг говорит нечто вроде «Я должен сообщить вам пренеприятнейшее известие: к нам едет ревизор!»? Или когда в несвязанный по сюжету роман автор вплетает камео из другого своего романа, просто так, шутки или достоверности ради – вас это радует бесконечно?

Тогда вас должно ужасно расстраивать, что ваш ребенок не читает.

Поколение дворников и сторожей

Мы книжные дети. Мы можем часами перебрасываться цитатами; войдя в чужой дом в первый раз, мы сначала идем к книжным полкам; раньше главная проблема перед отпуском была «а как впихнуть в чемодан всё , что я откладывал для неспешного чтения», слава богу, теперь есть электронные читалки, залил туда всю библиотеку всемирной литературы и можно расслабиться. Чтение для нас как наркотик, без книжки невозможно жить, ни заснуть, ни поесть толком не получается. Моя бедная мама делает генеральную уборку перед нашим приездом: не чистоты ради, а чтобы убрать с глаз долой все «буковки», иначе никакого общения не получится, все уткнутся носом в книжки, и только нас и видели.

Книги были для нас системой опознавания «свой-чужой». Темой для разговоров при знакомстве, важнейшим источником информации о мире. Удивительно, но даже из одних и тех же книжек мы узнавали о разном: из «Королевы Марго» я вытащила все исторические факты и приключенческую канву, а моя подруга Светка почерпнула первые сведения о любви и сексе. Друзья-мальчишки вообще пропустили и любовь, и интриги, а перечитывали только «про войну».

Еще это был способ спрятаться от непредсказуемого и враждебного мира. Что бы ни происходило в школе, дома, во дворе, всегда можно было открыть толстый том и уйти туда с головой, не видеть, не слышать, только сопереживать и лететь.

Я читала у щелочки под дверью, как сейчас помню, «Тиль Уленшпигель», огромный томище, под дверь ставилась тапочка и в узком луче света из коридора я заливалась слезами в сценах казни и страданий. Полагаю, что тогда я посадила себе зрение аж до –8.

Да, конечно, не все наши сверстники были такими запойными книгочеями. Но то, что читать было принято , что это считалось неотъемлемым атрибутом жизни интеллигентного человека – бесспорно. Литература была одним из главнейших предметов в школьной программе, выпускное сочинение писали все без исключения, и физики с математиками тоже.

А что теперь? Каковы нынешние дети?

Всем хорошим во мне я обязан книгам.

На родительских форумах «ребенок от 7 до …» это тема номер два (первая – «кто знает, как решать эту задачку из Петерсона?»). «Люди! – вопят мамы и папы. – Как заставить ребенка читать? Как объяснить ему, что чтение – самое прекрасное занятие на свете, не будешь читать – вырастешь неучем и балбесом! Представляете, на вопрос о любимой книге этот без пяти минут выпускник говорит «Человек-паук»! что деется-то, граждане? Куда катится этот мир?».

Известно, куда. В бездну и пропасть под названием «мы не понимаем своего ребенка».

Они живут в другом мире. В нем книга – это всего лишь один из источников информации, не самый удобный в использовании, к тому же. Моей младшей дочери было пять лет, когда она научилась «гуглить» и пользоваться Википедией. От нечего делать она может:

  • порисовать;
  • поиграть на музыке;
  • сделать видеозвонок своим подружкам на другом конце Москвы и вместе лепить из пластилина;
  • сваять презентацию «Планеты Солнечной системы», просто так, от скуки;
  • на самый крайний случай, если отключили электричество и на улице метет, можно повязать или свалять что-нибудь из войлока.

Почитать – это под настроение, в тишине, перед сном и вполне определенную книгу. Правда, если я не проверю и не выключу свет, веселье может затянуться и до полуночи. Но, в любом случае, есть компьютер, образовательный канал в телевизоре, музеи и экскурсии. Сравните с моим детством: я ни разу не была на экскурсии за все время школы, один или два раза – в музее, театр раз пять, и полное отсутствие телевизора. Понятно теперь, почему книжка была всем ?

Так что первый пункт «любите книгу – источник знаний» отпадает. Источников много, можно выбрать.

«Книга воспитывает душу, просветляет мозг и вообще учит жить».

Кто бы спорил, а я нет. Но! Одно большое «но»: если ребенок умеет читать. Вот вы, например, как текст воспринимаете? Глазами или ушами? А когда «про себя» читаете – то с выражением или кино смотрите? Я кино смотрю, перед глазами картинка плывет, букв-слов совсем не замечаю. И пока не стала работать учительницей в школе, думала, что все люди такие же.

А оказалось – нет. Оказывается, для большинства детей чтение – это тяжелая и очень трудная работа. Они про себя читают так же, как вслух: с паузами, выражением и знаками препинания. И никакие картинки у них перед глазами не разворачиваются, поэтому объяснить, что «Дубровский» - это захватывающее приключение про любовь не очень получается.

Я обнаружила этот феномен, когда старший ребенок перешел в седьмой класс. По моим воспоминаниям, это был как раз пик интереса к приключенческой литературе: Майн Рид, Жюль Верн и всякие там Крапивины и Киры Булычёвы. А Аля не читала совсем, предпочитала разглядывать картинки в гламурных журналах для девочек. Мы попытались её как-то сориентировать, заинтересовать, но тщетно. Ежевечерние чтения про Муми-тролей шли на ура, а сама она продолжала игнорировать весь пласт мировой письменной культуры. И я произнесла весьма пафосную речь на тему «Книга – лучший попутчик», а так же подарок, друг и пр.

– Ну да, – уныло произнесла дочь, – конечно, но это та-а-ак ску-у-учно!

Оказалось, что на чтение одной страницы у неё уходит от семи до десяти минут. (Для сравнения: я читаю страницу секунд за 30). Потому что она не скользит глазами по тексту, выхватывая смысловые единицы и догадываясь по первым и последним элементам, что это за слово, а старательно, как в первом классе, складывает буквы в слоги, а слоги – в слова.

Не видеть леса за деревьями – вот как это называется.

Поэтому ей хорошо давались гуманитарные предметы, где учителя много и красочно рассказывали (история, биология, МХК), и было очень сложно с математикой и физикой – там, где надо было распознавать символы. Отчасти, как утверждают нейропсихологии и кинесиологи, работающие с дислексией и дисграфией, это может быть связано с тем, что ребенок в младенчестве не ползал. Вроде бы ползание стимулирует развитие тех зон мозга, которые отвечают помимо всего прочего за чтение и письмо.

Зато она прекрасно рисует. И по музыке предпочитает учить наизусть, а не играть по нотам.

Мы отдали её на курсы скорочтения, и ситуация изменилась в лучшую сторону довольно быстро. Не до идеала, конечно, теперь она читает страницу минуты две-три, но, по крайней мере, ребенок стал получать от чтения удовольствие.

Мораль: проведите диагностику, а то вдруг ваш ребенок действительно до сих пор не умеет читать.

Книга – окно во внутренний мир автора

Этот пункт вообще недоступен большинству взрослых читателей, что уж о детях говорить! Люди предпочитают отвлекаться от насущных проблем, нежели погружаться в раздумья. Дети ценят увлекательный сюжет, и чтобы было «про меня», и по правде. Без ложных нравоучений, не морализируя, без сюсюканья. Честно и смело. «Гарри Поттер» не просто так стал самой читаемой книгой всех времен и народов.

Внутренний мир автора, между прочим, иногда бывает просто пугающе больным. Вы вот ответьте: оставили бы вы своего 15летнего ребенка на несколько дней в обществе психически больного человека, страдающего припадками и зависимостями? Одного. Нет? А почему вы думаете, что самостоятельное прочтение «Преступления и наказания» или «Идиота» более безопасно? Это же прямой контакт как раз с вышеупомянутым «внутренним миром автора», погружение с головой. Я хорошо помню, как в 15 лет «болела» Достоевским, прочла все, до чего смогла дотянуться. И свалилась на полгода в чернейшую депрессию. Подростки и сами горазды чуть что – валиться в тоску, а тут такая мощная накачка. И не надо мне про его роль в мировой художественной культуре рассказывать, у меня педагогический стаж 20 лет. Как детский психотерапевт я абсолютно уверена: не детское это чтение, не готовы 14–15летние люди к восприятию и осознованию нравственных метаний Раскольникова или Пьера Безухова.

Цитата из сочинения, 11 класс, моя ученица:

«Нравственный поступок Раскольникова состоит в том, что он без-воз-мезд-но, то есть даром, помогал Сонечке Мармеладовой, когда она попала в сложную жизненную ситуацию».

Еще вопросы есть? А ведь девочка в МГУ поступила, на журфак.

Часто спрашивают, а надо ли заставлять читать. Типа, «читаешь час – получаешь час игры на компе». Не знаю. Я вообще противник любого насилия. Надо смотреть на ребенка. Я встречала множество удачных вариантов, когда ребенок сначала читал из-под палки, а потом втягивался и начинал читать запоем. Скорее всего, здесь тоже идет речь о формировании правильного навыка, тренировке глаз, включении ранее спящих отделов мозга. Но можно же и без насилия это делать. Зайдите на сайт as2x2.com там полно увлекательных и простых игр для обучения ребенка чтению даже в случае тяжелой дислексии.

Вот отключение всех электронных средств развлечения действительно творит чудеса. Сначала ребенок проходит стадию ломки, отчаянно скучает, ноет и действует всем на нервы. Но если вы будете последовательны и подсунете в удачный момент по-настоящему интересную книгу…

И совсем уж напоследок, позвольте заявить следующее: история в целом, и я в частности, знает массу примеров весьма достойных людей, не любящих читать. И наоборот. Так что, может, не стоит так убиваться? В конце концов, Пушкин же тоже не читал, как известно, ни Достоевского, ни Толстого.

Да, чувак, это отвратная вещь. Многие люди категорически не могут читать книг. Они называют это разными словами: не хватает усидчивости, не хватает концентрации, «не идет». Не так давно от одного товарища, который внезапно увлекается… соционикой, я узнал, что он не может читать книги по одной причине, якобы научной: он аудиофил. Конечно, я не приуменьшаю важности этой классификации, проблема только в том, что она к делу практически не относится. В чтении книг главное опыт и привычка. Это весьма ценный навык, и лично я считаю, что он так же жизненно необходим, как, например, умение готовить. Но что же делать, если серьезная литература у тебя никак не идет? Из этой статьи ты узнаешь, почему книги не читаются, и получишь совет, как научиться читать книги.

Почему книги не читаются

Если книга не идет, это не значит, что ты аудиофил или тебе не хватает усидчивости. Проблема гораздо проще: у тебя нет книжного опыта.

1. Тебе лень

Да, чувак, лень, она такая! Некоторые товарищи читают книжки Достоевского годами, а другим хватает недели две. Почему так происходит? Потому что тебе лень. Лучшее средство против лени — мотивировать себя. Сначала тебе лень, потом становится терпимо, а потом без этого жить не можешь.

2. Книга кажется скучной

Нет спецэффектов, даже картинок нет! Как это может быть интересным досугом? Мне кажется, что в таком отношении виновата наша система образования. Все эти сочинения на тему «Прав ли был Базаров?», «Не придурок ли Раскольников?», «Образ дуба и его значение в российской истории», «Образ тапера» и вся такая ерунда. Причем, как я помню по своим школьным годам, мы в классе уделяли довольно мало внимания непосредственно чтению, а вот написанию этих скучных статей, высосанных из пальца, крайне много времени. Большим упущением было почти полное отсутствие иностранной литературы, что закрепило в некоторых товарищах уверенность, что русская литература самая великая, а на Западе только извращенное говно подают. К тому же, большинство школьников не интересуют моральные вопросы, весьма серьезные причем, даже отличники их до конца не понимают. До пятого класса я страшно любил читать, но когда начался период первых школьных сочинений, книги казались мне чертовски унылым занятием, а постоянное размусоливание тем отбило у меня всякое желание читать. Нет, я читал, но буквально скрипя зубами. Если бы лет в 12 я сильно не заболел, не пролежал много времени в больнице и не прочитал бы от скуки «Героя нашего времени» и еще много книг из программы, я бы вряд ли так охотно читал книжки.

3. Нет привычки

Читать книги — дело привычки. Если не привыкнуть к этому, не научиться представлять себе другой мир и абстрагироваться от реальности, читать будет сложнее. Так что привычку надо нарабатывать постоянным и частым чтением.

А теперь поговорим о том, как можно научиться читать больше и лучше.

Книга «не идет»

Один из коллег как-то жаловался, что рядом с кроватью его жены лежит объемный томик Достоевского. Почти каждый день она открывает его, читает некоторое время, сморщив лоб, а потом ложится спать. И так происходит почти год. Да, чувак, многие люди действительно не имеют привычки читать, а делают это чаще всего для саморазвития и чтобы показать, что таки не зря живут в самой читающей стране мира.

1. На силу

Во всем очень важно принуждение. Ты не ослышался! Если не сделать первый шаг, всё полетит к чертям. Иногда первый шаг нужно делать даже без мотивации, она может прийти позже. Если начинать постепенно, можно приучить себя к чтению. И вот ты увлекаешься книгой и читаешь дальше с большим удовольствием.

2. Начинай с небольших текстов

Если у тебя никогда не было опыта читать книги больше 500 страниц, тебе, вероятно, будет трудно читать как большие произведения, так и многотомники, поэтому рекомендую тебе начать с небольших текстов. Сборники рассказов, небольшие повести известных и не очень авторов — все это хороший способ приучить себя к чтению. Конечно, есть и достаточно интересные большие произведения, которые, несмотря на объем, читаются очень быстро. Но тут есть проблема: тебе надоедает читать много текста с одними и теми же героями на одну и ту же тему. С опытом к тебе придет возможность осиливать том за томом какой-нибудь «Песни люда и пламени» или «Саги о Форсайтах» за недели.

3. Привычка — вторая натура

Если хочешь получать удовольствие от чтения, нужно привыкнуть часто читать. В идеале хорошо читать каждый день. Плевать на объем — главное, каждый день. Тогда привычка закрепится в твоем мозгу еще сильнее и ты постоянно будешь думать, что бы почитать. Или почему тебе не хватает времени перечитать все те книжки, какие хочется. Книжная зависимость — охренительная зависимость, хотя нужно быть аккуратнее с этим делом, а то можно превратиться в этакую филологическую деву.

Головокружение от успехов

Одна из неприятнейших вещей на свете — это книжный снобизм. Он выражается либо в том, что человек, который ранее практически никогда не открывал книги, читает какого-нибудь Ремарка или Хемингуэйя, охреневает от того, что в книгах могут быть такие оригинальные, с его точки зрения (неопытного человека), идеи, и становится этаким носителем истины. От такого человека крайне часто можно услышать презрительные фразы «Книжек больше читай!», «Ты, наверное, книжек мало читал, они ума добавляют», «Книги мир изменяют, а ты какой-то непросвещенный! Всё интернеты!» Самое забавное, что это можно услышать от людей твоего возраста. Еще более забавно, что эти просвещенные личности, прочитавшие две-три книги, которые «вторглись в их подкорку», не могут хотя бы на секунду представить, что люди рядом с ними читают книги гораздо чаще, чем они, но не считают, что это может возвеличивать их над другими. Второе проявление книжного снобизма — это чтение «элитной» или «правильной» литературы. Это может выражаться в том, что для человека есть высшие жанры (скажем, постмодернизм, футуризм или мистический реализм), но вот фантастика, детективы и фэнтези будут для него автоматически недостойными жанрами. Такому человеку сложно объяснить, что есть бульварное чтиво, а есть что-то, в чем можно найти пресловутый глубокий смысл и идеи. К слову, такие товарищи иногда приплетают ту же самую фантастику в свои любимые книги и до боли в паху спорят, что эти книги не фантастика.

Хорошая литература — она хорошая всегда. Иногда ты перерастаешь книги, и Ремарк кажется очень вялым на фоне Гессе или Томаса Манна. Главное — это не останавливаться и не думать, что чтение делает тебя лучше других: ты просто читаешь книги. А еще можно научиться

В последний день перед каникулами учителя выдали школьникам список литературы для внеклассного летнего чтения. Куча книг, большая часть которых, как вы понимаете, вряд ли будет открыта. Как быть? Как увлечь книгами ребенка? За советом мы обратились к новосибирским специалистам со стажем в области психологии и педагогики.

На улице солнышко, товарищи гоняют на велосипедах и играют в догонялки. А на столе тяжким грузом лежит список литературы, которую нужно прочитать за лето. Такие списки дают даже самым маленьким школьникам. Задача родителей - помочь прочитать нужные книжки, но никак не заставлять.

Книжки не по возрасту

Очень часто в списках литературы есть книжки, которые ребятам в силу возраста или развития читать рано. И это нормально. Для кого-то «Война и мир» - классный боевик, для кого-то - роман про любовь, а кому-то все это совершенно не интересно!

Просмотрите список сами. Вы знаете свое чадо! Выберите те книжки, которые вашему ребенку будут интересны. Остальные произведения возьмите на себя. Прочитайте и перескажите их детям своими словами, лучше опуская сложные подробности. Пересказывайте не слово в слово, а как историю, адаптируя к детскому пониманию и восприятию. Очень важно, чтобы книжка попала в нужный возраст.

Следует отметить, что чтение - это не только изучение классических произведений, но и возможность развить воображение и мышление ребенка, - уверена директор новосибирского Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи семье и подростку Наталья Мандель. - Именно литература, знакомство с персонажами, наделенными разными характерами, улучшает способность самостоятельно мыслить. У ребенка, когда он читает, возникают индивидуальные ассоциации, он становится более творческим.

Наша собеседница говорит, что нет единого способа, который помог бы мотивировать детей к чтению. Каждый ребенок индивидуален, и к каждому нужен свой подход. Но неудачные способы, которые применяют взрослые, имеются.

Например, стимулировать сына или дочь какими-либо покупками точно не стоит, - считает Наталья Владимировна. - Во-первых, это может войти в привычку, и тогда родителям станет обременительно обеспечивать постоянные бонусы. Во-вторых, ребенок тогда будет читать именно для родителей, а не для себя. А необходимо развивать именно внутреннюю мотивацию - пробуждать искренний интерес.

Несмотря на то, что к каждому малышу нужен индивидуальный подход, мы нашли ряд общих рекомендаций, которые наверняка могут пригодиться взрослым.

* Читайте вслух. Например, Пушкина или Тургенева можно читать всей семьей. Вы получите от чтения не меньше удовольствия, чем ребенок. Кроме того, сможете поставить акценты правильной интонацией, объяснить по ходу чтения все непонятное. А главное - проведете время вместе, у вас будет общее занятие, а потом вы сможете обсудить прочитанную книжку.

* Иногда у детей бывает предубеждение: то, что задают в школе, не может быть интересным. В таком случае расскажите ребенку самый увлекательный эпизод книжки из списка для внеклассного чтения, но не называйте книжку. А если школьнику понравится и он спросит, откуда этот эпизод, доставайте книжку и открывайте карты.

* Если удается заинтересовать юного чтеца каким-нибудь отрывком из произведения, предложите, чтобы всю книжку он прочитал самостоятельно.

* Расскажите свое детское впечатление от книги: «Когда я прочитал «Вий» Гоголя , начал бояться приведений…» или «Когда я читал «Капитанскую дочку», так влюбился в Машу, что и тебя, свою дочку, решил назвать Марией…»

* Самые сложные, но важные и нужные книжки можете читать детям вслух перед сном. Ребятня никогда не хочет укладываться в кровать и готова на любую форму досуга - даже послушать школьную книжку, лишь бы не спать!

* Покупайте фильмы, снятые по классическим литературным произведениям. Но сначала смотрите сами и выбирайте наиболее удачный, если есть несколько фильмов. Например, по «Войне и миру» самый правильный фильм - отечественный. А творчество Шарлотты Бронте можно смело изучать по голливудской экранизации.

* Дети любят ходить в кино. И если найдете в кинотеатрах фильм по школьной программе, сходите на него с ребенком, прежде чем подсунуть книжку.

Вопрос в тему

А как обычно мамы и папы прививают своим чадам любовь к литературе? «Комсомолка» опросила новосибирцев, которые поделились своим опытом.

Николай Довлатов, слесарь : - Метод кнута и пряника еще никто не отменял. Все книги, заданные на лето, я по количеству распределяю на декады, составляю для сына список. А по истечении 10-дневного срока принимаю небольшой зачет. Спрашиваю не строго - чтобы ответить, достаточно прочесть на скорую руку. Если задание выполнено, то по итогам декады сыну приз - новая компьютерная игра и безлимитное время за компьютером. Если «плавает» - строгий лимит и умеренная трудотерапия. Сейчас вот сын «отрабатывает» один такой проваленный зачет - поропалывает грядки на даче. Жена, кстати, очень поддерживает данный метод.

Ирина Миронова, домохозяйка : - По-моему, это вообще бред - заставлять ребенка летом изучать школьную программу. Пусть отдыхает, укрепляет здоровье спортивными играми, дышит свежим воздухом. Учебную программу он и в школе освоит. А летом я иногда просто покупаю именно детские яркие книжки, которые несложны для восприятия. Мой Димка сам охотно их читает, даже принуждать не надо.

Лариса Сергеева, менеджер : - У меня простой метод: нахожу для дочери фильмы, снятые по соответствующим книгам. Покупаю диски либо скачиваю фильмы из Интернета. Рекомендую их посмотреть. Если не понравилось - увы, а если понравилось, дочь сама потом берется перечитывать все по книге. «Мастера и Маргариту» она после фильма еще в четвертом классе прочитала! Хотя еще и не нужно было по программе.

Насколько школьная литература подходит для восприятия детьми? Влияет ли на понимание очередного произведения литературы темперамент ребенка? Что сделать, чтобы сын или дочь вне зависимости от индивидуальных качеств смогли усвоить содержание программы? В ближайших выпусках еженедельника мы продолжим разговор на тему детского чтения.

Тяга к чтению у современных детей совсем не та, что у прошлых поколений. Наверное, причина в доступности всевозможных источников информации. Книга, к сожалению, стоит далеко не на первом месте, ведь она предполагает гораздо больше усилий, чем использование того же интернета. Ребенок не хочет читать – проблема очень распространенная и требующая серьезного участия родителей. Что им делать в такой ситуации? Подумаем вместе и решим.

Для чего ребенку нужно читать

Желательно с ранних лет создавать у малыша нужную мотивацию на чтение книг. Тогда и в дальнейшем не придется столкнуться с названной проблемой. Как создавать эту мотивацию? Прежде всего – путем разъяснения важности такого процесса, как чтение. Ребенок должен приучаться к мысли, что книга для него очень важна. И причины для этого следующие:

  • без чтения книг ребенок не научится хорошо говорить;
  • книги учат мышлению и фантазии, поскольку они не «разжевывают» материал, как фильмы или мультики;
  • самостоятельное чтение становится хорошим стимулом к развитию и особенно эффективному обучению;
  • из книг ребенок получает так называемые архетипичные знания, поскольку в них изложены мысли и специфика жизни предыдущих поколений, а не только современных.

Конечно, все это ребенок самостоятельно не поймет. Если вы будете каждый день ему повторять подобные фразы, чтение он все равно не полюбит. Но это стоит помнить самим родителям, ведь они порой и не знают, для чего ребенку нужно прививать стремление читать книги. Как быть, если ребенок так и не проникся любовью к чтению? Для этого придется сделать кое-что важное и, на первый взгляд, очень простое.

Что делать, если ребенок читать не хочет

Теперь, когда вы сами понимаете важность чтения, можно назвать и самые распространенные способы приучения к нему. Сразу учтите, что силком создать в малыше стремление читать не получится. Делать это нужно без директивного подхода, без угроз и прочих неприятных воздействий. Настоящая любовь к книге прививается с помощью следующих методов.

  1. Собственный пример. Помните, что основным способом обучения для малышей является подражание. И подражают они, по крайней мере, до подросткового возраста собственным родителям. Поэтому лучше, если ребенок будет видеть, что вы тоже читаете. Причем, не одну телепрограмму или глянцевые журналы, а именно художественную литературу. Кроме того, ваше собственное чтение должно быть систематическим, а не показным, ради хорошего примера.
  2. Мотивация через интерес. Чтобы ребенок захотел прочитать книгу, он должен почувствовать к ней интерес. Неслучайно детские книги делают с картинками, которые зачастую занимают большую площадь, чем текст. Малыш с большей охотой интересуется книгой с красивой обложкой, качественной бумагой, рисунками. Поэтому постарайтесь приобрести для него такого друга. Еще очень важно сразу не разочаровать ребенка. Например, если книга внешне интересна, но содержание у нее скучное, дите может разочароваться и потом станет всячески уклоняться от чтения, помня тот неприятный опыт.
  3. Подчеркивание ярких моментов. Для создания приятных ассоциаций с чтением постарайтесь обсуждать с малышом самые яркие и интересные моменты из книги. Особенно, если они описывают какого-то запоминающегося персонажа или смешное событие. Что интересно – такой прием работает с детьми любого возраста, вплоть до совершеннолетия. Есть и дополнительный плюс в данном случае: так вы сможете поддерживать со своим наследником контакт, который очень полезен для нормальных отношений в настоящем и в будущем.
  4. От общего к частному. Полезное правило, которое предполагает, что вы даете ребенку как можно больше тем, которые его потенциально могут увлечь. Достаточно приобрести большую красивую энциклопедию, в которой есть информация о самых разных явлениях и событиях. Просматривая такое издание, ребенок обязательно найдет то, что его заинтересует. Это может быть история, археология (то есть определенное направление науки), конкретный автор, персонаж и так далее. И затем в соответствии с его интересам можно уже найти более узкую тематику и подобрать книги под нее.
  5. Разговоры о литературе. Наконец, полезно при ребенке разговаривать с другими людьми о темах, в которые он не посвящен. Это, опять же, могут быть определенные книги, характеры каких-то героев и прочее. Пусть ребенок услышит, поймет, что он ничего не знает об этой теме. И тогда, вероятно, он захочет в нее углубиться. Тут вы ему и «подсунете» подходящую книгу. Конечно, это должна быть тема, соответствующая возрасту малыша.

Вряд ли могут быть серьезные проблемы с тем, чтобы использовать описанные методы. Родителям нужно только захотеть это сделать, и тогда появится реальная возможность приучить ребенка к чтению и сформировать в нем любовь к подобному занятию.

Что нельзя делать, если ребенок не читает

Так бывает, что мама с папой иногда слишком сильно хотят приучить своего отпрыска к чтению. И они, естественно, совершают немало ошибок. Стоит немного коснуться подобных проблемных моментов, ведь тогда появится возможность их обойти при воспитании наследника. Что же нельзя делать, приучая ребенка читать?

  1. Унижать возможности малыша. Порой родители делают это неосознанно, даже не понимая, какой вред они наносят психике ребенка. Унижение чаще всего выливается в сравнение с другими детьми. Да, с некоторыми мальчиками или девочками этот прием работает. Но его эффективность невелика. Ситуация является, скорее, исключением.
  2. Чтение из-под палки. Об этом уже выше говорилось. Привить любовь к чему-то нельзя, используя приказы. Можно только сформировать привычку что-либо делать под контролем. Но это не означает, что ребенок потом будет самостоятельно выбирать книгу вместо компьютера. Как раз наоборот – он постарается читать как можно меньше, пока вы не стоите над ним с дубинкой.
  3. Использование тем не по возрасту. Данный аспект тоже был затронут ранее. Любая тема, которая поднимается в книге, должна соответствовать актуальному развитию ребенка. Конечно, если он очень быстро развивается и в 13 лет уже готов пойти в институт, тогда и книги для него должна быть «взрослыми». Но для большинства детей нужно брать произведения, конкретно рекомендованные их возрасту.

Отказавшись от перечисленных подходов в воспитании любви к чтению, вы с большей вероятностью сможете сделать из своего ребенка настоящего книголюба. Следует только помнить, что ни один из названных методов не сработает, если он не используется регулярно. Кроме того, усилия должны быть комплексными. То есть нужно прибегать к разным методам воспитания, а не ограничиваться каким-то единственным.

Ребенок не хочет читать? Исправим

Проблем при воспитании детей немало. Желательно, чтобы все возникающие сложности устранялись как можно скорее. Но все-таки человек – существо не статичное. Он постепенно развивается, усложняется, приобретает новые навыки и интересы. Всегда можно исправить и подкорректировать недочеты в его воспитании. Старайтесь, используйте правильные методы воздействия, а еще посмотрите видео. Мадам Жоржетт гарантирует, что оно вам понравится и наверняка окажется полезным.


Top