46 й гвардейский полк ночных бомбардировщиков. «Ночные ведьмы». Фото летчиц. Ночные ведьмы. Война


Участник Великой Отечественной войны, заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков 4-й Воздушной армии 2-го Белорусского фронта, Герой Советского Союза, гвардии майор запаса Надежда Васильевна Попова скончалась в Москве 8 июля на 92-м году жизни.

Окончив школу в городе Сталино (ныне – Донецк), Надежда Попова училась в аэроклубе, а в 1939 году приехала в Москву, чтобы стать военным летчиком. Познакомилась с Героем Советского Союза Полиной Осипенко, которая поспособствовала направлению Поповой в Херсонской авиационной школы ОСОАВИАХИМа, потом – до военного авиационного училища. В мае 1942 года Надежда Попова в составе 588-го ночного бомбардировочного женского авиационного полка вылетела на фронт.

Немецкие военнослужащие называли ночные бомбардировщики По-2, пилотируемые девушками, "ночными ведьмами". Летчицы на то время уже 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков воевали на территории Украины, в Крыму, Белоруссии, Польше и на территории гитлеровской Германии.

Надежда Попова осуществила 852 боевых вылета. 23 февраля 1945-го в указе о присвоении звания Героя Советского Союза фамилии ее и ее будущего мужа Семена Харламова разделяло всего несколько строк, а днем свадьбы они всегда считали 10 мая 1945-го, когда расписались один за одним на Рейхстаге: "Семен Харламов, Саратов", "Надя Попова с Донбасса".

Считается, что Надежда и Семен стали прототипами Маши и Ромео из фильма Леонида Быкова "В бой идут одни старики" – Семен Харламов был консультантом ленты. К счастью, их история любви, в отличие от экранных героев, имела счастливое продолжение.


________________________________________________________________________

Надежда Попова: «Немцы думали, что мы все курим, пьём… А мы все были - чистые девушки». Последнее интервью.


«У нас вся семья - Герои...» С мужем генералом Семёном Харламовым.

Она пролетела через всю войну, «ночная ведьма» - летчица легендарного женского полка


Я весь апрель звоню Надежде Поповой, добиваясь свидания, но трубка кокетливо отвечает: «Я сейчас зависима: не от любви - от погоды…» Весь апрель непогода, ей 90, она упала, встав с кровати, сильно разбилась: пришлось вызывать МЧС, ломать дверь, спасать… Меж тем Надежду Попову все спрашивают - как раз про любовь. Особенно накануне Победы. Говорят, что это её с мужем история - история Маши и Ромео из фильма «В бой идут одни «старики». Только Надя и Сеня в отличие от киногероев остались в живых.

Я приезжаю без звонка, слушаю её рассказ, уже много лет на разную аудиторию повторяющийся без вариаций, и думаю: а вдруг это в последний раз? У неё. А значит, и у меня… Кто расскажет мне про войну, когда все её герои уйдут и останется только кино?

«Женская единица»

У Надежды Васильевны маникюр, белоснежные кудри и голубые глаза. Она уже забыла, откуда я, но помнит, как цыганка в детстве напророчила: «Будешь счастливой»; помнит, как девочкой ждала папиной зарплаты, чтобы раз в месяц поесть конфет, и как все школьные годы их Донецк, тогда Сталино, вместе со всей страной накрывало волнами, идущими из чёрной тарелки радиоточки. От волн этих щемило где-то в груди: папанинцы! чкаловцы! стахановцы! «Это было прикосновением к подвигу...»

В 19 лет, после лётной школы, она написала рапорт об отправке на фронт и попала в полк ночных бомбардировщиков. Прозвище «ночные ведьмы», которым наградили немцы, им только льстило:


Немцы думали, что мы все курим, пьём, что мы - штрафники, только что из тюрьмы… А мы все были - чистые девушки, 240 человек. Штурманы - девочки, механики - девочки, стокило­граммовые бомбы подвешивали вчетвером. Спали под крыльями самолётов, в брезентовых мешках, по двое, в обнимку… Игнорировали мужчин: думали, они приносят беду, и полк хранили как чисто женскую единицу.

Но пели в те самые редкие минуты затишья: «Летят утки и два гуся, кого люблю - не дождуся…»


Она дождалась - посреди войны. Сене Харламову было 20 лет, и в тот день - летом

42-го, где-то под Ростовом, - он тоже прикоснулся к подвигу: его подбили, он горел, падал, но не бросил самолёт. «Что ж ты так рисковал?» - «Машину жалко было!» Пуля застряла в щеке, пробито бедро, срезан осколком нос. Оперировали под «крикаином» - рецепт: стакан спирта и собственный вопль… Надежда Васильевна вспоминает их встречу, и её голос поднимается на тон выше, чем при рассказе про стахановцев, ещё выше, ещё горячее - она уже и забыла, что сегодня опять давление.


Немцы про нас говорили: «Русиш швайн!» Так это было обидно! Какая же я свинья? Я - красавица! У меня планшет через плечо, пистолет, ракетница за поясом… Я в тот день везла пакет командованию, случайно узнала: на санитарной машине лётчика везут раненого - и пошла посмотреть. Но смотреть было не на что: вся голова в бинтах, только в щёлочке карие глаза озорные и губы - пухлые, нецелованные… Так мне его жалко стало: как же он будет такой, без носа… Разговорились, мне глаза его по­нравились - игривые, но тогда не до мыслей было всяких таких: шло отступление на восток… Я и распрощалась: «Сеня, до свидания, пишите».


Он не написал. Просто однажды нашел её на дорогах войны: их женский полк выполнял вылеты с «мужского» аэродрома - почти как в кино, в котором Маша (актриса Евгения Симонова) совершила вынужденную посадку на аэродром «поющей эскадрильи».


Прибегает ко мне мой механик: «Товарищ командир, вас мужчина спрашивает»! А у меня самолёт уже стоит на взлёт. И это оказывается действительно он, Сеня, у которого я только макушку толком разглядеть успела из-под бинтов!.. А тут он целиком. «Так вы, оказывается, с носом!»


В кабине её «небесного тихохода» лежали яблоки - полк стоял в садах, фляга с боевыми ста граммами, которые выдавали после ночных полётов: «Я не пила, отдала всё ему - и улетела».


Маша и Ромео из фильма умерли в один день - может быть, в тот самый, яблочный...

А Надя Попова - гвардии капитан, 852 боевых вылета за всю войну!!! - и Семён Харламов ещё не раз встречали имена друг друга на страницах газет, как будто передавали друг другу привет, пока однажды, 23 февраля 1945-го, не сошлись на первой полосе, в указе о присвоении звания Героя Советского Союза: в столбце фамилий их разделяла лишь очерёдность букв алфавита - а сердцу уже было понятно, что это судьба.

А днём нашей свадьбы мы всегда считали 10 мая 45-го, когда расписались один за другим на Рейхстаге: «Семён Харламов, Саратов», «Надя Попова из Донбасса» - это и было нашей регистрацией брака…

«Неужели только кастрюли?!»

С сыном под сердцем она летала до 9-го месяца, перейдя после Победы служить к мужу в полк. Семён Харламов дорос до генерала, большого чина, был замом маршала авиации Покрышкина. Консультировал Леонида Быкова во время съёмок «В бой идут одни «старики». «Быков, невысокий, смотрел на моего мужа как на бога, а Сеня всё время шутки шутил». На войну пришлись лучшие их годы…


Когда в хрущёвские времена началось сокращение армии, я уволилась и ужасалась: «Неужели теперь только кастрюли?!»


Вместо кастрюль была депутатом, состояла в Комитете советских женщин, Комитете защиты мира. Встречалась с бельгийской королевой:

Вы как Терешкова? - спросила королева, кивая на звезду и планки на груди.

Нет, я - как Попова.


Овдовела в 1990-м. «Верите ли, за все эти годы так с моим Сенечкой и не наговорилась…» Остался сын, тоже генерал, два внука и трое правнуков.

Она плохо спит - непогода, смотрит по ночам телевизор и ест мороженое. После падения, спасения МЧС и больницы по дому ходит по шажку, на ходунках. Звонит девчатам. Я думала, обсуждают хвори, но: «Мы политически все подкованные, вот сейчас возмущены историей с Бутом: стыдно, что про русское оружие плохо думают!»

Из девчат в прошлом году к скверу у Большого театра пришли семь человек. За этот год двое умерли. «Таня Масленникова и Клава Рыжкова». Остальные - подвешены на тонких ниточках телефонных проводов, не выходят из дома. Не идут парадом. Не кладут гвоздики к Вечному огню.


Надежда Васильевна Попова прижимает наманикюренный палец к бледным губам в мелких морщинках: «Загадываю, что 9 Мая пойду на парад!..»

Ещё держит удар. Ночная ведьма.


Автор: Полина Иванушкина
_________________________________________________________________________

Как много героических подвигов совершили наши предки в годы Великой Отечественной войны. В борьбе с врагом наравне с мужчинами участвовали и советские женщины и даже совсем еще юные девушки. За несколько лет до наступления фашистов на просторах Советского Союза было развернуто массовое обучение молодежи в аэроклубах. Профессия летчика была настолько романтичной и привлекательной, что стремились в небо не только восторженные юноши, но и девушки. В итоге к июню 1941 года штат молодых пилотов у страны был, данное обстоятельство очередной раз опровергает утверждения о том, что к войне СССР был совершенно не готов, а нападения руководство страны не ожидало.

В октябре 1941 год в тяжелейшей военной обстановке Наркомом обороны СССР был издан приказ о формировании женского авиационного полка № 0099. Ответственность за исполнение приказа была возложена на Марию Раскову. В своих интервью, оставшиеся в живых женщины-фронтовики, отзываются о Расковой, как о самом авторитетном человеке в их среде. Ее приказы не обсуждались, молодые девушки, приехавшие из разных концов страны, только окончившие курсы летчиков смотрели на Раскову как на пилота недосягаемого уровня. К тому моменту Расковой было немногим более двадцати пяти лет, но уже тогда Мария Михайловна была Героем СССР. Удивительная, смелая и очень красивая женщина погибла в 1943 году в авиакатастрофе в сложнейших метеоусловиях около села Михайловка в Саратовской области. Марию Раскову кремировали, а урну с ее прахом поместили в Кремлевской стене, для того чтобы благодарные потомки могли возлагать цветы и чтить память женщины-героя.

В соответствии с приказом Наркома обороны Марией Михайловной было сформировано три подразделения:
истребительный авиационный полк 586;
авиационный полк ББ 587;
ночной авиационный полк 588 (легендарные «ночные ведьмы»).

Первые два подразделения в течение войны стали смешанными, в них доблестно сражались не только девушки, но и советские мужчины. Ночной авиационный полк состоял исключительно из женщин, даже самые тяжелые работы здесь выполняли представительницы слабого пола.

Во главе «ночных ведьм» или 46- го гвардейского нбап стояла опытный летчик Евдокия Бершанская. Евдокия Давыдовна родилась в Ставропольском крае в 1913 году. Родители ее погибли еще в период Гражданской войны, и девочка воспитывалась у дяди. Сильный характер этой женщины позволил ей стать блестящим пилотом и командиром. К началу войны у Евдокии Бершанской уже имелся десятилетний опыт полетов, она старательно передавала свои знания молодым подчиненным. Евдокия Давыдовна прошла всю войну, а после еще долго трудилась в общественных организациях на благо Отечества.

Командир полка Евдокия Давыдовна Бершанская и штурман полка Герой Советского Союза Лариса Розанова. 1945 г.

Вверенный Бершанской полк иногда именовали «Дунькиным». В этом названии сквозит вся история отважных летчиц. Фанерные, легкие самолеты По-2 совсем не подходили для ожесточенных сражений с немецкими захватчиками. Немцы откровенно хохотали при виде этой хрупкой конструкции. Часто девушек не воспринимали всерьез, и им в течение всей войны приходилось доказывать свое мастерство и демонстрировать возможности «этажерок». Риск был крайне велик, так как По-2 быстро загорался и был совершенно лишен какой-либо брони или другого вида защиты. По-2 гражданский самолет, использовавшийся для транспортных целей, а также в сфере связи. Девушки самостоятельно подвешивали бомбовый груз на специальные балки на нижней плоскости самолета, который порой превышал 300 кг. Каждая за смену могла перенести вес, достигающий тонны. Девушки работали в крайнем напряжении, что позволяло им сражаться с врагом на равных с мужчинами. Если ранее немцы смеялись при упоминании о «кубанской этажерке», то после налетов стали именовать полк «ночными ведьмами» и приписывать им магические свойства. Вероятно, фашисты просто не могли предположить, что на подобные подвиги способны советские девушки.

За партийную работу в полку обучающихся летному делу девушек в городе Энгельс отвечала Мария Рунт, уроженка Самары, ровесница Бершанской. Это был опытный и отважный летчик-бомбардировщик, терпеливо делившаяся опытом с молодым поколением. До и после войны Рунт занималась педагогической работой и даже защитила кандидатскую диссертацию.

Боевой самолет ПО-2, на котором летали бомбить фашистов экипажи полка

Боевое крещение 46-го гвардейского нбап состоялось в середине июня 1942 года. Легкие По-2 взмыли в небо. В первый полет отправились пилот Бершанская со штурманом Софьей Бурзаевой, а также Амосова и Розанова. По рассказам лётчиц, ожидаемого огня с позиции противника не последовало и экипаж Амосова-Розанова трижды кружили над заданной целью – шахтой, чтобы сбросить смертоносный груз. Сегодня мы можем судить о событиях того времени лишь по документам и немногочисленным интервью непосредственных участниц боевых вылетов. В 1994 году рассказывали о подвигах женского авиаполка Лариса Розанова, штурман, 1918 года рождения, сын героя СССР Ароновой, а также Ольга Яковлева, штурман. Они описывают все трудности и ужасы войны, с которыми пришлось столкнуться хрупким советским девушкам, а также о героически погибших пилотах и штурманах.

Следует отдельно сказать о каждой из тех, кто на легких По-2 наводил ужас на захватчиков. Лариса Розанова несколько раз получала отказ на свои просьбы отправки ее на фронт. После того как был издан приказ № 0099, Розанова попала в летную школу в городе Энгельс, а затем в 46-й гвардейский. За войну она летала над Ставропольским краем и Кубанью, парила на своем легком По-2 над Северным Кавказом и Новороссийском. Розанова внесла свой вклад в освобождение Польши и Белоруссии, праздновала победу в Германии. Умерла Лариса Николаевна в 1997 году, прожив долгую и интересную жизнь.

Командир звена Таня Макарова и штурман Вера Белик. 1942 г. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза

Ольга Яковлева прошла путь от вооруженца до штурмана, участвовала в сражениях с захватчиками за Кавказ, а также в освобождении Крыма, Кубани и Белоруссии. Отважная женщина наносила меткие бомбовые удары по вражеским объектам на территории Восточной Пруссии.

Боевой путь полка представляет собой череду славных подвигов, вклад в которые внесла каждая из «ночных ведьм». Несмотря на грозное имя, которые дали женскому авиаполку фашисты, для русских людей они навсегда останутся благородными покорительницами неба. После того как состоялся первый боевой вылет, молодые девчонки на легких фанерных «этажерках» воевали еще долго. С августа и до декабря 1942 года они обороняли Владикавказ. В январе 1943 года полк был брошен на помощь в прорыве линии немецких войск на Тереке, а также для поддержки наступательных операций в районе Севастополя и Кубани. С марта по сентябрь того же года девушки предпринимали операции на «Голубой линии фронта», а с ноября по май 1944 года прикрывали высадку на Таманский полуостров советских сил. Полк привлекался к действиям по прорыву обороны фашистов под Керчью, в поселке Эльтиген, а также в освобождении Севастополя и Крыма. С июня по июль 1944 авиационный женский полк брошен в бой на реке Проня, а с августа того же года совершал вылеты по территории оккупированной Польши. С начала 1945 года девушек перебрасывают в Восточную Пруссию, где «ночные ведьмы» на ПО-2 успешно ведут бои и поддерживают форсирование реки Нарев. Март 1945 отмечен в истории доблестного полка участием в освободительных боях за Гданьск и Гдынь, а с апреля по май отважные летчицы поддерживали наступление Советской Армии за отступающими фашистами. За весь период полк совершил свыше двадцати трёх тысяч боевых вылетов, большая часть из которых прошла в сложных условиях. 15 октября 1945 года полк расформировали, а основная часть девушек демобилизовалась.

Двадцать три отважные летчицы 49-го женского авиационного полка были удостоены звания Героя СССР. Евдокия Носаль, уроженка Запорожской области была убита, разорвавшимся в кабине снарядом в боях за Новороссийск. Евгения Руднева, также из Запорожья погибла в апреле 1944 года на боевом задании в небе севернее Керчи. Татьяна Макарова, 24-х летняя москвичка сгорела в самолете в 1944 году в боях за Польшу. Вера Белик – девушка из Запорожской области, погибла вместе с Макаровой в небе над Польшей. Ольга Санфирова, родившаяся в 1917 году в городе Куйбышев, погибла в декабре 1944 года на боевом задании. Мария Смирнова из Тверской области, улыбчивая карелка, вышла в отставку в звании гвардии майора, прожила долгую жизнь и скончалась в 2002 году. Евдокия Пасько – девушка из Киргизии, 1919 года рождения, вышла в отставку в звании старшего лейтенанта. Ирина Себрова из Тульской области, с 1948 старший лейтенант запаса. Наталья Меклин уроженка Полтавской области, также выжила в кровопролитных боях и вышла в отставку в звании гвардии майора, умерла в 2005 году. Жигуленко Евгения, жительница Краснодара, с прекрасными глазами и открытой улыбкой, также стала Героем СССР в 1945 году. Евдокия Никулина, уроженка Калужской области, вышла в запас гвардии майором и после войны прожила до 1993 года. Раиса Аронова девушка из Саратова, вышла в отставку майором и скончалась в 1982 году. Героями СССР в доблестном 49 авиационном полку стали также Худякова Антониа, Ульяненко Нина, Гельман Полина, Рябова Екатерина, Попова Надежда, Располова Нина, Гашева Руфина, Сыртланова Магуба, Розанова Лариса, Сумарокова Татьяна, Парфенова Зоя, Доспанова Хиваз и Акимова Александра.

Поверка пулеметов. Слева ст. техник по вооружению 2-ой эскадрильи Нина Бузина. 1943 г

О каждой из этих великих женщин, а также о других девушках, что служили в 49 –м полку, именуемого фашистами «ночными ведьмами», можно написать не только статью, но и книгу. Каждая из них прошла трудный путь и достойна памяти и уважения. Советские женщины сражались не за партию и не за советскую власть, они воевали за наше будущее, за право последующих поколений жить свободными.

В 2005 году в свет вышло литературное «творение» под названием «Походно-полевые жены», авторами которого являются некие Ольга и Олег Грейг. Не упомянуть об этом скандальном факте, являющемся порождением попыток интерпретации исторической правды, было бы преступно. Упомянутые «творцы», гордым словом писателя их именовать нет желания, попытались очернить светлую память героических женщин утверждениями в их сексуальной распущенности и прочих пороках. В опровержение позорных и недалеких домыслов , хотелось бы напомнить, что ни один боец 49-го женского авиационного полка не покинул строй по причине гинекологических заболеваний или беременности. Не будем отрицать, что на основе реальной истории Нади Поповой и Семена Харламова, была освещена история любви в фильме «В бой идут одни старики», но люди с устойчивыми нравственными ценностями прекрасно понимают различия между сексуальной распущенностью и высоким чувством.

Герои Советского Союза: Таня Макарова, Вера Белик, Поля Гельман, Катя Рябова, Дина Никулина, Надя Попова. 1944 г

Война закончилась. Девушки на стоянке своих "ласточек". Впереди Серафима Амосова - зам. командира полка, за ней Герой Советского Союза Наташа Меклин. 1945 г

Герои Советского Союза командир эскадрильи Мария Смирнова и штурман Татьяна Сумарокова. 1945 г

Герои Советского Союза Надежда Попова и Лариса Розанова. 1945 г

Нас называли ночными ведьмами. Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков

Часть I. И. Ракобольская. Другого такого полка не было…

БЕССМЕРТИЕ

Сила женских чар{14}

Часть II. Н. Кравцова (Меклин). Три года под зенитным огнем

ФРЕСКИ О НАШИХ БУДНЯХ

Приложения

27.10.1941-23.5.1942

28.6.1944-29.6.1944

Боевой путь 46-го Гвардейского Таманского, орденов Красного Знамени и Суворова III степени ночного легкобомбардировочного авиационного полка

Состав 588-го авиаполка перед вылетом на фронт в мае 1942 г.

Летный состав

Старшие техники эскадрилий, техники звеньев, механики самолетов

Техники и механики по спецоборудованию

Из стен университета

Литература

Примечания

Ракобольская Ирина Вячеславовна, Кравцова Наталья Федоровна

Нас называли ночными ведьмами. Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков

Аннотация издательства: Уникальный женский полк ночных бомбардировщиков был создан в 1942 г. и закончил свой боевой путь под Берлином. Ирина Ракобольская, начальник штаба полка, и Наталья Кравцова, летчица, Герой Советского Союза, вспоминают о своих подругах-однополчанках, о ночных полетах под зенитным огнем, о том, как жили женщины на войне. В составе полка воевали и 10 девушек из Московского университета, прервавших учебу и добровольно ушедших на фронт.

В годы Великой Отечественной войны был такой необыкновенный полк - 46-й гвардейский, Таманский, дважды орденоносный полк ночных бомбардировщиков, летавший на самолетах По-2.

В этом полку мужчин не было. От техника до командира полка - одни только женщины. В основном девочки от 17 до 22 лет.

Я не знаю, был ли во всей нашей авиации другой полк, летавший на По-2, который за три года боев сумел бы сделать 24 тысячи боевых вылетов…

Полк, в котором 25 летчикам и штурманам было присвоено звание Героя Советского Союза и Героя России.

Полк, в котором одновременно с боевыми действиями непрерывно обучали и вводили в строй новых летчиков и штурманов, и в результате его состав удвоился, несмотря на потери.

Полк, для которого строили деревянные взлетные полосы, в котором обслуживали полеты бригадным методом.

Мне кажется, что такого полка больше не было.

А уж женского - не было точно!

Летчики, которые в него пришли, были яркими личностями, с высоким мастерством пилотирования. Ведь для того чтобы женщина окончила летную школу или аэроклуб, она должна была обладать подлинной влюбленностью в небо, страстью к полетам. Тогда она могла стать инструктором аэроклуба, командиром отряда, пилотом пассажирского лайнера.

А штурманами у них стали в основном студентки вузов - математики, физики, историки, уже проявившие способность к науке и пожертвовавшие ею, чтобы помочь Родине. Они быстро освоили новую специальность и внесли в полк особую атмосферу: в краткие перерывы между боями проводились философские и тактические конференции, выпускались литературные журналы, писались стихи…

Штурманом полка и штурманами трех эскадрилий были студентки мехмата МГУ, начальник штаба и начальник оперативного отдела - тоже студентки Московского университета. И всех нас объединяли особый азарт, взаимное уважение и стремление доказать, что девушки могут быть в бою не хуже мужчин…

Немецкие солдаты говорили, что летчиц на По-2 трудно сбить, потому что они «ночные ведьмы». Зато пехотинцы называли этот самолет старшиной фронта, а девушек, летавших на нем, - небесными созданиями.

Летчики других авиаполков ласково обращались к нам «сестренки».

Полк прошел с боями от Донбасса, через Сальские степи и предгорья Кавказа при отступлении Южного фронта, через Кубань и Крым с наступающими фронтами, Белоруссию и Польшу, дошел до Восточной Пруссии, Германии и окончил войну севернее Берлина.

В этой книге рассказывается о боевом пути полка, о наших боевых подругах, о ночных полетах, о том, как погибали, как горели над целью живыми… И о том, как побеждали, как из юных девочек вырастали Герои нашей страны. О том, как все это было…

В этом полку прошли всю войну десять студенток Московского государственного университета. Двое погибли. Пяти было присвоено звание Героя Советского Союза…

Первая часть книги написана начальником штаба полка, профессором МГУ, заслуженным деятелем науки РФ Ириной Ракобольской, вторая - Героем Советского Союза, летчиком Натальей Кравцовой (Меклин), членом Союза писателей России.

И. Ракобольская

Часть I. И. Ракобольская. Другого такого полка не было…

Пусть эти тихие и скромные У-2,

Не из металла грудь и не из стали крылья,

Но сложатся легенды и в словах

Переплетется сказочное с былью…

Н. Меклин

В октябре 1941 года немцы подходили к Москве. Москва словно замерла, с маскировочными рисунками на площадях, с противовоздушными «сосисками» в небе. В университете работали различные курсы: медицинских сестер и лыжников, пулеметчиков и радистов…

Казалось невозможным в такое время учить историю, физику или математику. Нужно было быть в окопах на передовой…

В это время в правительстве страны скопилось большое количество писем от девушек - летчиц аэроклубов, летных школ, транспортной авиации. Все они настойчиво просили направить их на фронт, чтобы воевать наравне с мужчинами.

В первые же дни войны попросилась на фронт и известный штурман, Герой Советского Союза Марина Михайловна Раскова. Ей категорически отказали. Тогда Раскова высказала «дерзкую» мысль: «надо приступить к формированию специальных женских полков». Ее выслушали, обещали подумать. Однако у «дерзкой» мысли нашлись противники - подобных формирований практика мировой авиации еще не знала… А письма шли и шли. Не сидела сложа руки и Марина Михайловна. Решение в конце концов было принято, и 8 октября 1941 года И. В. Сталиным был подписан совершенно секретный приказ о формировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии…

Вся организационная работа поручалась Марине Расковой. Но для того чтобы создать боевой полк, нужны были еще и штурманы, и техники, и вооруженцы. И тогда ЦК комсомола объявил по Москве призыв девушек, желающих добровольно пойти на фронт… Немецкие войска подходили к столице.

Позднее, когда стало ясно, что людей на три полка недостает, такой же комсомольский призыв был объявлен в Саратове, близ которого проходило формирование полков.

Сотни девушек, от 16 до 20 лет, никогда в жизни не прикасавшихся к плоскости самолета, не державших в руках оружия, пришли в армию по этому призыву. Среди них были студентки и ткачихи, воспитательницы детских садов и школьницы…

ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР № 0099

г. Москва

В целях использования женских летно-технических кадров

1. 586 истребительный авиационный полк на самолетах Як-1 по штату № 015/174, дислокация - г. Энгельс.

2. 587 авиационный полк ближних бомбардировщиков на самолетах СУ2 при ЗАПе (Каменка).

3. 588 ночной авиационный полк на самолетах У-2 по штату № 015/186, дислокация - г. Энгельс.

4. Командующим ВВС Красной Армии укомплектовать формируемые авиаполки самолетами и летно-техническим составом из числа женщин кадра ВВС КА ГВФ и Осоавиахима.

Боевой путь Великая Отечественная война

История

Формирование, обучение и слаживание полка проводилось в городе Энгельс . Авиаполк отличался от прочих формирований тем, что был полностью женским. Созданные согласно тому же приказу два других женских авиаполка в ходе войны стали смешанными, но 588-й авиаполк до своего расформирования остался полностью женским: только женщины занимали все должности в полку от механиков и техников до штурманов и пилотов .

Немцы прозвали их "Ночными Ведьмами" за то, что все боевые вылеты были исключительно ночными, а перед пикированием на вражеские позиции пилоты отключали моторы на своих бипланах По-2 и оставался слышим лишь негромкий шелест воздуха под крыльями, похожий на звук метлы.

Боевой путь

Вооружение

  • Битва за Кавказ - 2920 вылетов;
  • освобождение Кубани, Тамани, Новороссийска - 4623 вылета;
  • освобождение Крыма - 6140 вылетов;
  • освобождение Белоруссии - 400 вылетов;
  • освобождение Польши - 5421 вылет;
  • битва в Германии - 2000 вылетов.

Перерывы между вылетами составляли 5-8 минут, порой за ночь экипаж совершал по 6-8 вылетов летом и 10-12 зимой.

Всего самолёты находились в воздухе 28 676 часов (1191 полных суток).

Лётчицами было сброшено более 3 тысяч тонн бомб , 26 000 зажигательных снарядов. Полк уничтожил и повредил 17 переправ , 9 железнодорожных поездов , 2 железнодорожные станции, 26 складов , 12 цистерн с горючим, 176 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов .

Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности .

Также, было сброшено 155 мешков с боеприпасами и продовольствием окружённым советским войскам.

Состав полка

Список всех, служивших в 46-м гвардейском авиаполку

Все военнослужащие полка отсортированы в списке по именам .

Должность Имя Фамилия
Командир полка
  • Евдокия Бершанская (Бочарова)
Комиссар, заместитель командира полка по политической части
Заместитель командира полка по лётной части
Начальник штаба полка
Начальник оперативного отдела штаба полка
  • Анна Еленина
Начальник строевого отдела штаба полка
  • Раиса Маздрина
  • Ольга Фетисова
Начальник шифровального отдела штаба полка
  • Нина Волкова
Начальник химической службы
  • Тамара Гумилевская
Начальник связи
Начальник особого отдела
  • Зинаида Горман
Парторг полка
Комсорг полка
Писарь штаба
  • Нина Колбасина
  • Нина Сердюк
Машинистка штаба
  • Анна Душина
Адъютант командира полка
  • Анна Смирнова
Врач полка
  • Валентина Максимова
  • Надежда Мартынова
  • Ольга Жуковская
Командир эскадрильи
Комиссар эскадрильи
  • Ксения Карпунина
Адъютант эскадрильи
  • Анастасия Шарова
  • Антонина Ефимова
  • Лидия Николаева
  • Мария Ольховская
  • Мэри Жуковицкая
Заместитель командира эскадрильи
  • Мария Тепикина
  • Эва Коморовская
Командир звена
  • Екатерина Олейник
  • Екатерина Пискарева
  • Клавдия Серебрякова
  • Раиса Юшина
Лётчик
  • Августина Артемьева
  • Анна Амосова
  • Анна Дудина
  • Анна Малахова
  • Анна Путина
  • Валентина Перепеча
  • Валентина Полунина
  • Евгения Попова
  • Елизавета Казберук
  • Зоя Соловьева
  • Ирина Кузнецова
  • Калерия Рыльская
  • Клавдия Рыжкова
  • Лилия Тормосина
  • Любовь Мищенко
  • Людмила Горбачева
  • Людмила Клопкова (Яковлева)
  • Людмила Корниенко
  • Мария Акилина
  • Мария Никитина
  • Мария Рукавицина
  • Мария Сергеевна
  • Мира Паромова
  • Надежда Ежова
  • Надежда Тропаревская
  • Нина Алцыбеева
  • Нина Бекаревич
  • Прасковья Белкина
  • Прасковья Прасолова
  • Софья Кокош
  • Софья Рогова
  • Таисия Володина
  • Таисия Фокина
  • Татьяна Осокина
  • Юлия Пашкова
Штурман полка
Штурман эскадрильи
  • Ольга Клюева
Штурман звена
  • Екатерина Тимченко
  • Лариса Радчикова
  • Нина Реуцкая
  • Ольга Яковлева
Штурман
  • Александра Попова
  • Анастасия Пенчук
  • Анастасия Цуранова
  • Анна Волосюк
  • Анна Бондарева
  • Анна Петрова
  • Антонина Павлова
  • Антонина Розова
  • Антонина Фролова
  • Валентина Лучинкина
  • Валентина Пустовойтенко
  • Вера Хуртина
  • Галина Беспалова
  • Евгения Гламаздина
  • Евгения Павлова
  • Евгения Сухорукова
  • Екатерина Меснянкина (Шипова)
  • Елена Никитина
  • Зинаида Петрова
  • Ирина Глатман
  • Клавдия Старцева
  • Ксения Чехович
  • Лидия Голубова
  • Лидия Лаврентьева
  • Лидия Лемешева
  • Лидия Лошманова
  • Лидия Целовальникова
  • Лилия Жданова
  • Любовь Мащенко
  • Любовь Шевченко
  • Мария Виноградова
  • Надежда Комогорцева
  • Надежда Студилина
  • Нина Данилова
  • Полина Петкилева
  • Полина Ульянова
  • Софья Водяник
  • Татьяна Костина
  • Татьяна Масленникова
Старший инженер полка
  • Софья Озеркова
Старший техник эскадрильи
  • Вера Дмитриенко
  • Евдокия Коротченко
  • Зинаида Радина
  • Мария Щелканова
  • Римма Прудникова
  • Татьяна Алексеева
Техник звена
  • Александра Платонова
  • Александра Радько
  • Анна Столбикова
  • Антонина Вахромеева
  • Антонина Калинкина
  • Екатерина Титова
  • Галина Лядская
  • Галина Пилипенко
  • Галина Пономаренко
  • Ольга Евполова
  • Софья Лаврентьева
  • Таисия Коробейникова
Механик
Инженер полка по вооружению
  • Надежда Стрелкова
Старший техник эскадрильи по вооружению
  • Зинаида Вишнева
  • Лидия Гогина
  • Любовь Ермакова
  • Мария Логачева
  • Мария Марина
  • Нина Бузина
Мастер по вооружению
  • Александра Кондратьева
  • Анна Глинина
  • Анна Зарубина
  • Анна Касьянова
  • Анна Медведева
  • Анна Паршина
  • Анна Сергеева
  • Анна Шептурова
  • Валентина Андрусенко
  • Вера Васильева
  • Галина Комкова
  • Галина Серова
  • Екатерина Глазкова
  • Елена Борисова
  • Зинаида Романова
  • Зинаида Шароевская
  • Клавдия Лопухина
  • Лидия Трошева
  • Любовь Бутенко
  • Любовь Хотина
  • Мария Головкова
  • Мария Прохорская
  • Мария Федотова
  • Надежда Ларина
  • Нина Горелкина
  • Ольга Ерохина
  • Полина Эйдлина
  • Прасковья Косова
  • Пелагея Тучина
  • Татьяна Ломакина
  • Татьяна Щербинина
  • Уира Дмитриева
  • Андрианова
  • Головко
  • Гражданкина
  • Мокрицкая
  • Полежаева
  • Попушева
  • Соколова
  • Хлапова
Инженер полка по спецоборудованию
  • Клавдия Илюшина
Техник по спецоборудованию
  • Валентина Румянцева
  • Вера Бондаренко
  • Зоя Васильева
  • Рахилэ Орлова
  • Юлия Ильина
Мастер по оборудованию
  • Валентина Князева
  • Панна Колокольникова
  • Евгения Сапронова
  • Нина Мальцева
  • Александра Лаптева
  • Нина Гусева
  • Борисова
Укладчик парашютов
  • Екатерина Ткаченко
  • Лидия Махова
  • Нина Худякова

Потери

  1. Гвардии ст. лейтенант Аронова Раиса Ермолаевна - 960 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 года.
  2. Гвардии ст. лейтенант Белик Вера Лукьяновна - 813 боевых вылетов. Награждена посмертно 23 февраля 1945 года.
  3. Гвардии ст. лейтенант Гашева Руфина Сергеевна - 848 боевых вылетов. Награждена 23 февраля 1945 года.
  4. Гвардии ст. лейтенант Гельман Полина Владимировна - 869 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 года.
  5. Гвардии ст. лейтенант Жигуленко Евгения Андреевна - 968 боевых вылетов.
  6. Гвардии ст. лейтенант Макарова Татьяна Петровна - 628 боевых вылетов. Награждена посмертно.
  7. Гвардии ст. лейтенант Меклин Наталья Фёдоровна - 980 боевых вылетов. Награждена 23 февраля 1945 года.
  8. Гвардии майор Никулина Евдокия Андреевна - 740 боевых вылетов. Награждена 26 октябрь 1944 года.
  9. Гвардии лейтенант Носаль Евдокия Ивановна - 354 боевых вылета. Награждена посмертно. Первая женщина-лётчик, удостоенная звания Героя Советского Союза в ходе Великой Отечественной войны.
  10. Гвардии ст. лейтенант Парфёнова Зоя Ивановна - 680 боевых вылетов. Награждена 18 августа 1945 года. Участница Парада Победы .
  11. Гвардии ст. лейтенант Пасько Евдокия Борисовна - 790 боевых вылетов.
  12. Гвардии капитан Попова Надежда Васильевна - 852 боевых вылета.
  13. Гвардии ст. лейтенант Распопова Нина Максимовна - 805 боевых вылетов.
  14. Гвардии капитан Розанова Лариса Николаевна - 793 боевых вылета.
  15. Гвардии ст. лейтенант Руднева Евгения Максимовна - 645 боевых вылетов. Награждена посмертно.
  16. Гвардии ст. лейтенант Рябова Екатерина Васильевна - 890 боевых вылетов.
  17. Гвардии капитан Санфирова Ольга Александровна - 630 боевых вылетов. Награждена посмертно.
  18. Гвардии ст. лейтенант Себрова Ирина Фёдоровна - 1004 боевых вылета.
  19. Гвардии капитан Смирнова Мария Васильевна - 950 боевых вылетов.
  20. Гвардии ст. лейтенант Сыртланова Магуба Гусейновна - 780 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 года.
  21. Гвардии ст. лейтенант Ульяненко Нина Захаровна - 915 боевых вылетов. Награждена 18 августа 1945 года.
  22. Гвардии ст. лейтенант Худякова Антонина Фёдоровна - 926 боевых вылетов.
  23. Гвардии капитан Чечнева Марина Павловна - 810 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 года.

В 1995 году звание Героя России получили ещё два штурмана полка:

  • Гвардии ст. лейтенант Акимова Александра Фёдоровна - 680 боевых вылетов.
  • Гвардии ст. лейтенант Сумарокова Татьяна Николаевна - 725 боевых вылетов.

Звания «Народный Герой» (Казахстан) удостоилась одна лётчица:

  • Гвардии ст. лейтенант Доспанова Хиуаз Каировна - более 300 боевых вылетов.

Полк в искусстве

  • В 1961 году С. А. Аранович снял документальный фильм о лётчицах полка «Тысяча сто ночей» .
  • В 1981 году в СССР был снят фильм: В небе «Ночные ведьмы» , посвящённый истории полка. Режиссёром и соавтором сценария фильма стала бывшая лётчица полка Евгения Жигуленко .
  • В фильме В бой идут одни «старики» в основу любовной линии сюжета была положена реальная история лётчицы 46-го полка Героя Советского Союза Надежды Поповой и лётчика 821-го истребительного полка Героя Советского Союза Семёна Харламова .
  • После окончания войны многими из девушек были написаны книги и мемуары о своём боевом пути.
  • Голландская рок-группа Hail of Bullets , поющая о Второй мировой войне, посвятила женскому 588-му авиаполку одну из своих композиций.
  • Российская женская метал-группа Aella посвятила лётчицам полка композицию «Ночные ведьмы»
  • Шведская пауэр-метал -группа Sabaton посвятила лётчицам полка композицию «Night Witches» альбома «Heroes ».
  • В 2008-2010 годах издавался французский комикс «Le Grand Duc», героями которого являются лётчицы полка «Ночные ведьмы».
  • В 2013 году на Первом канале вышел сериал «Ночные ласточки», посвящённый лётчицам 46-го полка.
  • В 2014 году в Женеве в рамках празднования 69-й годовщины победы в Великой Отечественной Войне труппой театра «Theatre du Tunnel» (первый русский театр базирующийся за рубежом) совместно с Международным Центром Ломоносов (первый российский университет в Европе) был поставлен спектакль «В небе „Ночные ведьмы“», посвящённый лётчицам 46-го полка. Режиссёром-постановщиком выступил художественный руководитель «Theatre du Tunnel» Валентин Валерьевич Стасюк - внук прославленной лётчицы и начштаба полка Ирины Ракобольской. Роли бесстрашных девушек исполнили студентки Международной Образовательной Программы МЦЛ «Актёрское искусство» и Театрального Института имени Бориса Щукина: Владислава Ермолаева, Екатерина Ходырева, Аксинья Олейник, Наталья Светличнова, Дарья Писарева и Мария Козлова.

46-й гвардейский Таманский Краснознамённый ордена Суворова 3-й степени ночной бомбардировочный авиационный полк.

«Первым делом самолеты, ну а девушки потом», — поется в известной песне Леонида Утесова. Однако ВВС славится не только мужчинами, но и женщинами-летчицами. Так, во время Великой Отечественной войны множество женщин-авиаторов принимали участие в боевых действиях, многие из них были удостоены звания Героя Советского Союза. Но особое внимание хотелось бы уделить легендарным «Ночным ведьмам».

Одной из известнейших летчиц является уроженка Москвы, Герой Советского Союза Раскова Марина. После начала Великой Отечественной войны она, будучи уполномоченной особого отдела НКВД и старшим лейтенантом госбезопасности, использовала свое служебное положение, а также личное знакомство со Сталиным, и получила разрешение на формирование женских боевых частей. Уже в октябре 1941 года в городе Энгельс под ее началом появился 46-й гвардейский ночной бомбардировочный женский авиационный полк, более известный как «Ночные ведьмы». Кроме того, здесь же, в Энгельсе, были созданы два других женских полка, которые затем стали смешанными.

Уникальность «Ночных ведьм» заключается в том, что в его составе вплоть до конца войны находились лишь представительницы слабого пола. 27 мая 1942 года «Ночные ведьмы» в количестве 115 человек, возраст которых составлял от 17 до 22-х лет, прибыли на фронт, а первый свой боевой вылет они совершили уже 12 июня.

«Ночные ведьмы» летали на самолетах У-2 (По-2), которые изначально создавались, как тренировочные воздушные судна для обучения летчиков. Он был практически непригодным для боевых действий, но девушкам понравилась его легкость, маневренность и бесшумность. Поэтому в срочном порядке самолет оснастили всем необходимым оборудованием. В дальнейшем он так же модернизировался. Тем не менее, развивая скорость до 120 км/ч, этот легкий самолет был очень уязвим, его фактически можно было сбить выстрелом из пистолета-пулемета.

Изначально немцы презрительно называли У-2 «русской фанерой», однако налеты «Ночных ведьм» заставили их поменять свое мнение.

Девушки, как известно, совершали свои боевые вылеты только ночью. За раз они брали на борт не более 300 килограммов бомб, причем многие сознательно отказывались от парашютов в пользу пары лишних снарядов. Каждая из летчиц только за одну ночь совершала 8-9 боевых вылетов, нанося ощутимый ущерб силам противника. Зимой, когда ночи были длиннее, количество вылетов могло увеличиться и до 18. После таких ночей хрупких, изможденных женщин относили в казармы на руках. Прибавьте к этому открытые кабины самолета и крепкий ночной мороз и представьте как нелегко им приходилось.

Заметить У-2 на радаре было невозможно. Кроме того, самолет двигался практически бесшумно, поэтому заснувший ночью немец мог уже не проснуться утром. Однако, не всегда врага удавалось застать врасплох. Практически после каждого боевого вылета техническому персоналу, так же состоявшему из женщин, приходилось латать дыры в корпусе фанерного самолета, больше похожего на дуршлаг. За все время войны полк лишился 32-х летчиц. Девушки часто гибли за линией фронта и сгорали заживо на глазах у своих боевых подруг.

Самой трагичной в истории «Ночных ведьм» считается ночь на 1 августа 1943 года. Немцы, решившие дать отпор бесстрашным советским девушкам, сформировали-таки собственную группу ночных истребителей. Для летчиц подобное стало полной неожиданностью. В тут ночь были потеряны 4 самолета, на борту которых находились 8 девушек: Анна Высоцкая, Галина Докутович, Евгения Крутова, Елена Саликова, Валентина Полунина, Глафира Каширина, Софья Рогова и Евгения Сухорукова.

Впрочем, не всегда потери были боевыми. Так, 10 апреля 1943 года один из самолетов, приземляясь в полной темноте, случайно сел прямо на другой. В итоге в ту ночь погибли три летчицы, а четвертая, Хиуаза Доспанова, сломавшая ноги, несколько месяцев провела в госпитале, но в строй вернуться так и не смогла из-за неправильно сросшихся костей.

Но тяжело приходилось не только летчицам и штурманам, но и техническому персоналу «Ночных ведьм». Они не только латали дыры в самолетах после ночных вылетов, но и крепили к крыльям самолетов тяжеленные бомбы. И хорошо, если целью налета была живая сила противника – осколочные бомбы весили по 25 килограммов каждая и были самыми легкими. Гораздо труднее было крепить бомбы весом в 100 килограммов для удара по наземным стратегическим объектам. Как вспоминала мастер по вооружению Татьяна Щербина, хрупкие девушки вдвоем подымали тяжелые снаряды, которые нередко падали им под ноги.

Но тяжелее всего «Ночным ведьмам» приходилось зимой в лютые морозы. Закрепить бомбу на крыле в рукавицах – задача практически невыполнимая, поэтому работали без них, и довольно часто на снарядах оставались кусочки кожи нежных девичьих рук.

«Ночные ведьмы» за годы войны совершили более 23,5 тысяч боевых вылетов, сбросив на врага около 3 миллионов килограммов бомб. Они принимали участие в битвах за Кавказ, за освобождения Крыма, Польши и Белоруссии. Кроме того, «Ночные ведьмы» под покровом ночи снабжали боеприпасами и продовольствием советских солдат, находившихся в окружении немецких войск.
Легендарные «Ночные ведьмы» — гордость Военно-воздушных сил России, а их подвиг трудно переоценить.

«Ночными ведьмами» называли 46-ой гвардейский женский Таманский авиаполк, входивший в состав ВВС Советского Союза. Он был образован по приказу Народного комиссариата обороны в 1941 году. Командовала «ночными ведьмами» опытная летчица Евдокия Бочарова (в первом браке Бершанская). Замполитом полка была Мария Рунт.

Женский авиационный полк

Из-за сугубо женского состава, а также имени командира мужчины-летчики иногда называли 46-ой полк «Дунькиным». При таком шутливом названии девушки-летчицы умели внушить врагу настоящий ужас. Именно фашисты назвали этих бесстрашных асов в юбках «ночными ведьмами». Обучались летчицы в Архангельске. 27 мая 1942-го женский полк прибыл на фронт в составе 115 девушек, которые занимали в боевом формировании абсолютно все должности.

Ночными «ведьмы» звались потому, что входили в 218-ую ночную бомбардировочную авиадивизию и совершали вылеты только ночью. Боевое крещение барышни получили через две недели по прибытии на фронт, 12 июня. За подвиги, которые совершили эти хрупкие дамы, полк заслужил звание «Гвардейский». В конце войны он вошел в состав 325-ой, затем 2-ой дивизий. По ее завершении был полностью расформирован.

Боевой путь «ночных ведьм»

Первый вылет произошел в районе Сальских степей. Затем девушки воевали на Дону, в районе реки Миус и города Ставрополь. В конце 1942-го 46-ой женский полк оборонял Владикавказ. Затем летчицы участвовали в суровых столкновениях с врагом на Таманском полуострове, где Красная армия и ВВС освобождали Новороссийск.

«Ночные ведьмы» участвовали в сражениях за Кубань, Крымский полуостров, Белоруссию и другие регионы Советского Союза. После того, как советские войска перешли линию границы, летчицы воевали на территории Польши за освобождение от оккупантов городов Варшава, Августов, Остроленк. В начале 1945-го 46-ой полк сражался уже на территории Пруссии и в последние месяцы войны участвовал в легендарной Висло-Одерской наступательной операции.

На чем летали и как воевали гвардейцы

«Ночные ведьмы» летали на бипланах Поликарпова, или По-2. Численность боевых машин возросла за пару лет с 20-ти до 45-ти. Этот самолет создавался изначально совсем не для боев, а для учений. В нем не было даже отсека для авиабомб (снаряды подвешивались под «брюхо» самолета на специальные бомбодержатели»). Максимальная скорость, которую могла развить такая машина, - 120 км/ч.

При таком скромном вооружении девушки показывали чудеса пилотирования. Это при том, что каждый По-2 нес на себе груз большого бомбардировщика, нередко до 200 кг за раз. Летчицы воевали только по ночам. Причем, за одну ночь совершали по нескольку вылетов, наводя ужас на позиции врага. Девушки не имели на борту парашютов, являясь буквально смертницами. В случае попадания снаряда в самолет им оставалось только героически погибнуть.

Места, отведенные по технологии под парашюты, летчицы загружали бомбами. Еще 20 кг вооружения было серьезным подспорьем в бою. До 1944 года эти учебные самолеты не были оснащены пулеметами. Управлять ими мог как пилот, так и штурман, поэтому если первый погибал, его напарник мог привести боевую машину на аэродром.

Заслуги летчиц

Вылеты девушки осуществляли очень интенсивно, буквально осыпая позиции врага градом бомбовых ударов. Перерывы между вылетами обычно составляли всего 5 минут. За одну ночь каждый По-2 совершал до десяти и более вылетов. В битве за Кавказ девушки осуществили около 3000 вылетов, за Кубань, Новороссийск и Тамань – более 4600, за Крым – более 6000, за Белоруссию – 400, за Польшу – почти 5500 вылетов. Уже в Германии гвардейцы произвели еще около 2000 вылетов, налетав таким образом почти 29 тысяч часов.


Top