Кризис 3 х лет у ребенка шф. «Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть. Негативизм: «Делаю наоборот»

Раньше ваш малыш был послушным и милым ребенком. Однако вы все чаще стали замечать за ним, что, желая чего-либо, ребенок стоит на своем и требует желаемого, капризничая или устраивая истерики? Поздравляем, у вашего ребенка кризис трех лет! Что это такое и как с этим справиться, расскажет портал «Я родитель».

Что такое кризис трех лет

Только недавно маме казалось, что позади осталось самое беспокойное время - бессонные ночи, испачканные подгузники, проблемы кормления. Однако к третьему году жизни ребенок начинает проявлять характер, и из доброго мальчика или ласковой девочки он превратился в настоящего «вождя краснокожих!»

Все дело в кризисе, который переживает малыш в возрасте трех лет. В это время он впервые начинает осознавать себя как самостоятельную личность, а не как часть матери. У крохи появляются собственные желания, которые порой идут вразрез с мнением родителей, и он пока еще не понимает, как вести себя, чтобы все было хорошо. Отсюда и желание делать хоть что-то, лишь бы не молчать: ребенок начинает спорить со взрослыми, доказывать свою точку зрения, самоутверждаться путем истерик или капризничать.

Признаки кризиса трех лет

Одно из проявлений кризиса трех лет – это отрицание. Малыш на все просьбы родителей начинает отвечать категорично «нет», «не хочу», «не буду», «не пойду». Ребенок может даже отказываться выполнять действия, которые ему всегда нравились, и именно этим отличается отрицание от простого непослушания.

Еще одно типичное проявление этого непростого периода – упрямство. Кроха стоит на своем до последнего, вынуждая взрослых идти ему на уступки. При этом важно отличать от упрямства такое положительное качество как настойчивость. Настойчивый малыш вынуждает считаться с его мнением лишь по тем вопросам, которые для него действительно важны, а упрямец стоит на своем назло родителям, чтобы доказать, что его мнение должно быть решающим.

Кризис, который переживает малыш, можно также определить по появившемуся у него своеволию: кроха стремится к полной самостоятельности, не дает родителям ему ни в чем помогать и что-либо решать за него.

Часто дети, переживающие трехлетний кризис, которая выражается в грубости и драчливости. Ребенок может выкрикивать обидные слова по отношению ко взрослым, устраивать драку с ними или со сверстниками, рвать книги.

Дети, которые имеют братьев или сестер, во время такого кризиса начинают проявлять деспотичность, стремясь взять власть над всеми, кто их окружает: заставляют младшего брата подчиняться или ревнуют старшего, требуют, чтобы родители считались с его мнением по всем вопросам, диктуют всем членам семьи, что нужно делать.

Кризис трех лет для детей – это крайнее проявление протеста против всего, что их окружает. Ребенок зачастую сам не понимает, что именно его не устраивает, и страдает от собственного поведения, но ничего не может с собой поделать.

Как пережить кризис трех лет

Кризис трех лет обычно длится несколько месяцев, затем успешно проходит сам собой, однако психологи советуют родителям придерживаться определенных правил, чтобы уберечь себя и малыша в это время от лишней нервотрепки.

Правило первое – поощряйте самостоятельность ребенка. Если малыш что-то хочет сделать сам, не нужно предлагать ему помощь и пытаться контролировать его действия. От этого он будет еще больше раздражаться. Лучше просто обеспечить его безопасность во время выполнения задачи и похвалить, когда у него все-таки получится задуманное. Чтобы избежать постоянных капризов со стороны малыша, можно перед тем, как в чем-то ему помочь, спрашивать: «Ты это сделаешь сам или тебе нужна помощь?»

Правило второе – если ругаете малыша, то только за проступок! Нельзя обзывать ребенка такими словами, как жадина, дурак, глупый, бестолковый, вредина, поскольку он действительно может стать таким. Ругать можно только за неправильный поступок, но ни в коем случае не критиковать личность ребенка. Лучше сказать «Ты поступил нехорошо», а не «Ты такой вредина!».

Правило третье – сохраняйте спокойствие! Чем спокойнее вы реагируете на выходки малыша, тем меньше у него будет желания досадить вам. Крик и ругань провоцируют ребенка еще больше раздражаться и отстаивать свое мнение, поэтому необходимо взять себя в руки и отвечать спокойно, даже если малыш ведет себя отвратительно.

Правило четвертое – давайте малышу право выбора. Кризисный период у детей проходит намного спокойнее, когда родители считаются с их мнением. Пусть кроха сам решит, будет ли он завтракать, какой мультфильм будет смотреть, и на какую детскую площадку вы отправитесь с ним во время прогулки.

Правило шестое – просто любите ребенка! Несмотря на все некрасивые поступки, вы все равно будете любить своего малыша, поэтому не забывайте напоминать ему об этом. Даже если кроха обзывает вас, кричит о том, что он вас не любит, не сердитесь, а отвечайте ему, что он все равно для вас самый любимый и родной.

Задача родителя во время кризиса трех лет – помочь малышу пережить сложный период, поэтому ищите во всем положительные стороны, ведь все эти возрастные проявления помогут ребенку научиться таким важным качествам, как настойчивость, терпение, самостоятельность и целеустремленность.

Виктория Грицук

Кризис 3 лет у ребенка – это сравнительно короткий этап жизни, который может характеризоваться длительностью в несколько месяцев, а иногда и до двух лет. Ребенок заметно меняется на протяжении данного этапа, переходя на ступеньку выше в собственном жизненном пути. После преодоления малышом рубежа трехлетнего возраста его взрослое окружение начинает отмечать серьезные видоизменения в нем: ребенок становится упрямым, изменчивым, капризным, вздорным.

Причины кризиса 3 лет у детей

К сожалению, абсолютное большинство взрослых лиц не осознают, что данный период развития характеризуется довольно важным для малыша психическим процессом, заключающемся в возникновении первого яркого выражения собственного «Я». Таким образом, поведение детей представляет собой попытку научиться делать многое самостоятельно и находить решение собственных проблем.

Существует несколько проявлений, знание которых поможет родителям определить, что малыш приближается к кризисному этапу. У детей наблюдается острый интерес к отражению собственной персоны в зеркале, они начинают озадачиваться собственной внешностью и выявляют заинтересованность к тому, какими они кажутся в глазах окружения, также дети начинают обостренно реагировать на неудачи.

Кризис 3 лет Выготский считал наиболее сложным этапом на пути взросления малышей. Новые потребности трехлетнего малыша уже не удовлетворяются прежней моделью взаимодействия с ним и ранее устоявшимся образом жизни. Поэтому он в протест, для отстаивания собственного «я» ведет себя наперекор родителям при этом, ощущая противоречие между своим «хочу» и «нужно».

Таким образом, происходит развитие ребенка. Любому процессу развития, кроме медленных перемен, сопутствуют и скачкообразные кризисные переходы. Постепенные накопления личностных изменений сменяются бурными переломными моментами.

Симптомы кризиса 3 лет

В кризисные периоды дети характеризуются особой чувствительностью к оцениванию собственной персоны и своих поступков. Они становятся более обидчивыми, слегка злопамятными (они помнят длительный период времени незаслуженное, по их мнению, наказание), хитрыми (показывают чувства и настрои, которые не ощущают).

В качестве «семизвездья симптомов» обрисовал кризис 3-х лет Выготский. Первыми признаками трехлетнего кризиса считаются появления негативизма и повышенного влечения к самостоятельности.

Негативизм представляет собой попытку малыша проявить собственную независимость. Другими словами кроха на любое предложение, услышанное от родителей, отвечает отрицательно – «нет» становится его любимым словом. Например, мать зовет ребенка обедать, но что получает в ответ «нет», но через 10 минут малыш может сам прийти. Подобным поведением он демонстрирует, что сам решает, нужно ему обедать или нет. Такие действия не являются ответной реакцией на содержание предложения. Данная реакция направлена на отправителя предложения. Ребенок, переживающий кризисный этап развития, всего лишь стремиться сделать все наоборот, даже при условии того, что это идет вразрез с его желаниями.

Кризис 3 лет истерики становятся постоянным спутником кризисного этапа, что может озадачить и расстроить родителей, вследствие чего они будут искать причины подобных действий в отклонениях психического развития. Детские попытки отграничить собственное «я» от родителей являются прогрессивными тенденциями развития.

Кризис 3 лет симптомы и основные проявления впервые описала Э. Келер. Она выделила такие симптомы трехлетнего кризиса: негативизм, строптивость и упрямство, своевольство, протест-бунт, обесценивание взрослых, устремленность к деспотичному поведению. Однако за этой композицией из отрицательных характеристик, родителю необходимо постараться разглядеть попытки малыша установить качественно новые формы взаимоотношений с окружением и выделить собственное «Я».

Часто трехлетние дети любые свои действия в ответ на предложения родителей сопровождают словами: «Я сам». Феномен фразы «Я сам» обозначает не только самостоятельность в действиях, но и психологическое отгораживание малыша от взрослого. И чем быстрее родитель уяснит необходимость преобразования взаимоотношений с крохой и перестроит их, тем менее негативными будут проявления кризиса.
Упрямство и негативизм в детском поведении возникает вследствие того, что дети еще не умеют подвергать оценке собственное состояние, не в состоянии осознать и объяснить свои замыслы. Вот поэтому их поведение и кажется бессмысленным противостоянием взрослым.

Дети в кризисном периоде трехлетнего возраста характеризуются чрезмерной настойчивостью, которая иногда достигает уровня настырности, если малыш хочет добиться чего-нибудь конкретного от взрослого.

Кризис 3 лет в случаях, когда дети не получают желаемого, наблюдаются довольно часто. Чтобы избежать их родителям следует постараться переключить внимание крохи с ситуации, провоцирующей конфликт, на предмет или явление, которое его точно заинтересует. Главное при этом вести себя уравновешенно. Так как родительские крики могут только усугубить истеричные проявления.

Упрямство также является чертой, присущей малышам в кризисном периоде трех лет. Она проявляется не потому, что малыш хочет какую-то конкретную вещь, а потому что ему необходимо, чтобы то, что он требует, было выполнено. Малыш просто связан собственным первоначальным решением.

Строптивость в поведении детей направлена против системы воспитания, уклада жизни, устоявшегося до трех лет. Малыш может начать баловаться, когда родители смотрят телевизор или готовят кушать.

Своеволие проявляется в стремлении все делать самостоятельно. Ребенок сам хочет сделать себе бутерброд, пытается самостоятельно заправить постель или завязать шнурки. Такое поведение является первыми проявлениями его взрослости. На данном этапе кроха уже начинает осознавать разницу между взрослыми лицами и детьми, вследствие чего стремится быть похожим на взрослое окружение.

Протест-бунт выражается в состоянии противостояния окружающим, нередко даже, может проявляться «военными действиями» по отношению к ним. Дети склонны грубить бабушке или дедушке, пререкаться с мамой. Часто дети, перешагнувшие трехлетний рубеж, ссорятся и с ровесниками, забирают у них игрушки либо не желают делиться своими, нередко, даже дерутся.

Обесценивание взрослых выражено в том, что малыш начинает ругать, дразнить, нередко, даже, обзывать родителей. Дети отказываются признавать собственную неправоту и не просить прощение за резкость.

Детская деспотичность принуждает родителей делать все, чего требуют малыши. Они пытаются манипулировать родителями при помощи безудержного рева, грубого обращения, капризности. В отношении к младшим малышам в семье является деспотическим проявлением.

Таким образом кризис трех лет симптомы и основные проявления помогают родителям понять, что происходит с их чадами, для того чтобы они могли своевременно откорректировать модель своего поведения, вследствие чего трехлетний кризис пройдет для крохи наименее ощутимо.

Малыши, преодолевшие трехлетний рубеж, начинают ожидать от взрослых участников семейных отношений признания собственной самостоятельности и независимости. Они хотят, чтобы с их мнениями считались и советовались с ними. Дети не могут ждать, когда их желания быть самостоятельными исполниться. Они не понимают еще будущего времени. Им необходимо все немедленно, вследствие чего дети стремятся любой ценой достигнуть самостоятельности и самоутвердиться в победе, даже если такая победа приносит неудобство из-за ссоры с близким окружением.

Родительскую опеку можно представить в виде яичной скорлупы, защищающей зародыш цыпленка. Малышу безопасно, тепло и уютно находиться под ней, но в определенный момент она выстраивает помехи на пути его роста. Поэтому ребенок не инстинктивно, а уже сознательно ломает «скорлупу», чтоб познать превратности судьбы, изведать непознанное и неизведанное. А главным его открытием становится открытие самого себя. Ребенок начинает ощущать себя независимым, и в некотором роде всемогущим, однако в силу собственных возрастных возможностей он не в состоянии обойтись без родителей. Поэтому он начинает сердиться на них и мстить при помощи единственного доступного ему средства – слез.

Кризис трех лет психология характеризует, как движущую силу детского развития, которая представляет собой смену ведущей деятельности. Окончание данного этапа знаменует начало нового периода – дошкольное детство.

В трехлетнем возрасте ролевая игра становится ведущей деятельностью. Малыши практикуют игры, в которых они изображают взрослое окружение и подражают ему.

Детские кризисы могут иметь неблагоприятные последствия, такие как увеличенная мозговая чувствительность к влиянию среды, ранимость ЦНС вследствие нарушений в перестройке метаболизма и преобразовании эндокринной системы. Другими словами, кульминационная фаза кризиса 3 лет у ребенка представляет собой комбинацию из прогрессивного эволюционного скачка и функционального дисбаланса, который неблагоприятен для детского здоровья.

Такой дисбаланс подпитывается также активным ростом физического тела крохи соответственно и его внутренних органов. Вследствие чего адаптационные возможности и компенсаторный потенциал детского организма снижаются, малыши становятся более подверженными различным недугам, особенно нервно-психического характера.

Кризис 3 лет у ребенка — как с ним справиться? Можно судить о привязанностях малышей, выявив, на кого устремлен его кризис. В основном, таким объектом оказывается мать. Поэтому ответственность за грамотный благоприятный выход малыша из кризиса возлагается, в первый черед, на нее. Нужно понимать, что дитя само страдает от кризисных проявлений.

Кризис 3 лет психология утверждает, что один из наиболее значимых периодов психического развития ребенка, который знаменует его переход на еще одну ступеньку детства вверх. Именно поэтому рекомендуется родителям, если они стали замечать резкие изменения в поведении собственного чада, постараться выработать правильную стратегию во взаимодействии с ним, стать более лояльными в мерах воспитательного характера, расширить права и круг обязанностей крохи, дать вкусить ему самостоятельности в пределах разумного, чтобы он смог насладиться ею.

Нужно понимать, что малыш не соглашается с родителями не из простого упрямства, он пытается испытать характер взрослых и отыскивает слабые места в нем, чтобы в дальнейшем при отстаивании собственной независимости воздействовать на них. Поэтому малыш может перепроверять несколько раз за день родительские запреты. И если он замечает хотя бы малейшую возможность, при которой «нельзя» трансформируется в «можно», то добьется своего, если не у родителей, то уж точно у бабушек дедушками. Сердиться за подобное поведение на него все же не рекомендуется. Необходимо просто грамотно сбалансировать систему поощрений и порядок наказаний, соблюдать последовательность действий всеми участниками семейных отношений. Ведь это взрослые родственники с момента появления крохи на свет систематически приучали его к пониманию того, что желания крохи являются законом для близкого окружения. Поэтому не следует удивляться, когда малыш не обращает внимания на взрослые запреты. Ребенок не может понять, почему это вдруг изменилась система требований. Поэтому он в отместку будет твердить родителям «нет». Обижаться на кроху за это не следует.

В ситуациях, когда желания крохи значительно превосходят его реальные возможности, необходимо найти выход из ситуации через ролевую игру.

Если родители заметили кризис 3 лет у ребенка и как с ним справиться – это насущный вопрос, то им рекомендуется сделать все возможное, чтобы малыш ощущал себя равным своему близкому взрослому окружению.

Еще вчера ваш ребенок был таким послушным и мягким, а сегодня отказывается категорически выполнять мамины просьбы, грубит по любому поводу, устраивает истерики. Что с ним произошло? Вероятней всего, ваш малыш вступил в так называемый кризис 3 лет. Согласитесь, довольно внушительно звучит. Но каким же образом реагировать родителям на это детское поведение и что можно сделать?

Что необходимо знать о кризисе трех лет у ребенка?

В психологии таким термином называют особый , довольно короткий по времени период жизни малыша, характеризующийся значительными изменениями в его психическом развитии. При этом кризис необязательно отмечается на третий год рождения, приблизительный возраст появления – 2,5-3,5 года.

  • Время упрямства начинается приблизительно с 1,5 года.
  • Чаще всего данная фаза завершается к 3,5-4,5 годам.
  • Основной пик упрямства отмечается в 2-3 года.
  • Девочки капризничают чаще, нежели мальчики.
  • Мальчики больше упрямятся, в отличие от девочек.
  • В период кризиса 3 лет приступы капризности и упрямства отмечаются до 7 раз ежедневно. У определенных детей – до 20 раз.

Кризис - это перестройка психики вашего малыша , его так называемое взросление.

Острота и продолжительность появлений эмоциональных реакций значительно зависят от особенности отношений между малышом и мамой, семейного стиля воспитания, темперамента ребенка. Психологи говорят, что чем авторитарнее ведут себя родители, тем острее и ярче проявляется кризис. Между прочим, он усилиться может с началом походов в детский садик.

Если еще относительно недавно взрослые не понимали, как детей приучить к самостоятельности, то в это время ее чересчур много. Слышны регулярно фразы «я хочу/я не хочу», «я сам».

Ребенок начинает осознавать себя самостоятельной личностью , со своими потребностями и пожеланиями. Это самое важное новообразование этого кризиса возраста. Так, для этого очень сложного периода характерны как конфликты с отцом и матерью, так и формирование нового качества – самосознания.

И все же, невзирая на кажущуюся взрослость, ребенок еще не понимает, как получить одобрение и признание от взрослых. Родители с ребенком продолжают обращаться, как с несмышленым и маленьким, а для самого ребенка он уже большой и самостоятельный. И эта несправедливость заставляет малыша бунтовать.

Основные признаки

Кроме стремления к получению независимости, кризис имеет и иные характерные признаки, с помощью которых его невозможно перепутать с детской вредностью и плохим поведением.

Упрямство

Зачастую упрямство путают с настойчивостью . Но настойчивость - это волевое и полезное качество, которое дает возможность малышу доходить до своей цели, невзирая на сложности. Например, достроить все-таки из кубиков домик, даже если он все время разваливается.

Упрямство характеризуется стремлением ребенка на своем стоять до конца лишь потому, что он этого уже когда-то требовал. К примеру, вы позвали его завтракать, а он отказывается. Мама начинает убеждать, а он говорит: «Я уже сказал, что завтракать не буду, значит, не буду».

Рекомендация : Не старайтесь малыша переубедить, так как вы лишите ребенка шанса с достоинством выйти из затруднительного положения. Как один из вариантов – сказать, что вы завтрак оставите на столе, а он может поесть, если проголодается. Данный способ лучше использовать только во время кризиса.

Негативизм

Негативизм ребенка вынуждает выступать против как родительского, так и собственного желания. К примеру, мама предлагает пойти в зоопарк, а малыш категорически отказывается, однако сам очень хочет посмотреть на животных. Просто предложение исходит от взрослых.

Необходимо различать негативные реакции и непослушание. Непослушные малыши поступают с учетом своих желаний, которые зачастую идут вразрез с пожеланиями взрослых. Между прочим, негативизм очень часто избирателен: малыш не выполняет просьбы конкретного человека, как правило, мамы, а с другими себя ведет как прежде.

Рекомендация: Не стоит в приказном тоне говорить с детьми. Если малыш негативно настроен по отношению к вам, то позвольте ему отойти от чрезмерных эмоций и дать возможность успокоиться. В некоторых случаях могут помочь и просьбы наоборот: «Мы сегодня никуда не пойдем, не одевайся».

Симптом обесценивания

Малыш теряет ценность к старым привязанностям – к любимым машинкам и куклам, людям, правилам поведения, книгам и т.д. Неожиданно он начинает рвать книжки, ломать игрушки, произносить грубости, кривляться перед бабушкой или обзывать. Тем более что лексикон ребенка все время увеличивается, в том числе, пополняясь и различными плохими и даже неприличными словами.

Рекомендация: Попробуйте детей отвлечь другими игрушками. Вместо книжек выберите рисование, вместо кукол займитесь конструктором. Чаще просматривайте картинки относительно того, как необходимо вести себя с остальными людьми. Но не нужно читать нравоучений, нужно проигрывать тревожащие вас реакции малыша в сюжетно-ролевых играх.

Деспотизм

Чаще всего данный симптом отмечается в семьях с единственным ребенком. Малыш пытается родителей заставить делать так, как ему захочется. Например, сын требует, чтобы мама постоянно находилась рядом с ним. Если в семье не один ребенок, то деспотические реакции проявляются в виде ревности: он толкается, топает, кричит, отбирает у сестренки или братика игрушки.

Рекомендация: Не нужно поддаваться на манипуляции. И при этом постарайтесь больше внимания уделять детям. Они обязаны осознать, что внимание родителей привлечь можно и без истерик и скандалов. Привлекайте их к домашней работе – вместе готовьте ужин для папы.

Своеволие

Своеволие выражается в том, что дети пытаются стремиться к самостоятельности, при этом вне зависимости от собственных возможностей и конкретной ситуации. Малыш хочет сам купить какой-то товар в супермаркете, рассчитаться на кассе, перейти проезжую часть, не держась за мамину руку. Неудивительно, что эти желания у родителей особого восторга не вызывают.

Рекомендация: Разрешите ребенку самостоятельно делать то, к чему он стремится. Если он желаемое выполнит – получит огромный опыт, если не получится – может выполнить в следующий раз. Естественно, что это относится только к тем ситуациям, которые совершенно безопасны для малыша.

Бунт

Малыш в три года пытается родителям доказать, что его желания так же ценные, как их. Именно по этой причине он по любому поводу идет на конфликт. Кажется, что ребенок с окружающими находится в состоянии необъявленной «войны», протестуя против любого их решения: «Не буду, не хочу!».

Рекомендация: Постарайтесь оставаться доброжелательными, спокойными, выслушивайте мнениемалыша. Но нужно настаивать на своем решении, если дело относится безопасности крохи: «Не нужно играть с мячиком на дороге!».

Строптивость

Данный негативный признак кризиса безличен. Если негативизм относится к конкретному одному из родителей, то строптивость направлена на все предметы и действия, которые родители ребенку предлагают, на привычный образ жизни. Часто она отмечается в семьях, где есть разногласия относительно воспитания между папой и мамой, бабушкой и родителями. Он просто не выполняет какие-либо требования.

Рекомендация: Если малыш убирать игрушки не хочет прямо сейчас, то займите ребенка другой деятельностью – к примеру, порисуйте. А через пару минут вы увидите, что он самостоятельно начнет без вашего напоминания складывать в корзину машинки.

Что могут сделать родители?

Для начала родителям необходимо понять, что такое поведение – это не вредный характер или плохая наследственность. Ваш малыш уже вырос и пытается быть независимым . Наступило время строить новые взаимоотношения.

Чаще всего плохое поведение детей трех лет – истерические реакции и капризы – направлено на получение желаемой вещи и привлечения внимания родителей. Как вести следует себя взрослым при кризисе трех лет, для того чтобы не допускать постоянных истерик? Вот основные советы родителям:

Для того чтобы минимизировать появление капризов и истерик, нужно:

  • ребенку предоставить заботу и внимание;
  • не показывая раздражение, оставаться спокойными;
  • отложить разговор до окончания скандала;
  • узнать причину этого поведения;
  • предложить ребенку самостоятельно выбрать вариант решения проблемы («Что бы на моем месте ты сделал?»).

Определенные родители, прочитав данную статью, скажут, что не отмечали у своих детей в три года таких негативных проявлений. На самом деле, в определенных случаях кризис трех лет проходит без явных признаков. Но самое важное в это время не то, как он происходит, а то, к чему кризис может привести. Точный признак нормального развития ребенка как личности на данном этапе – появление таких психологических качеств, как уверенность в своих силах, воля и настойчивость.

То есть, кризис в возрасте три года – это совершенно нормальное явление для взрослеющего малыша, которое позволяет ребенку стать самостоятельной личностью. И еще один немаловажный момент – чем мягче и доверительнее взаимоотношения между матерью и ребенком, тем проще он пройдет данный этап. Крики, категоричность и раздражение взрослых лишь усугубят негативное поведение вашего малыша.

3 2 891 0

Вашему малышу уже почти три года. Вы так ждали этого момента – он сам ходит, играет, кушает, одевается, объясняет, что ему нужно. И вдруг добрый и послушный ребенок меняется.

Частые истерики, валяние на полу, драки и отказ на все требования – это и есть кризис трех лет.

Через него проходит каждый ребенок, но радует одно – это временно.

Детские психологи призывают мам и пап не переживать, ведь такое изменение в поведении чада является очень важным этапом взросления.

  • Кризис трех лет бывает у 78% детей дошкольного возраста.
  • Во всех случаях это обусловлено переходом от раннего возраста к старшему, когда начинает формироваться личность ребенка.
  • В 85% случаев пережить трудный период удается без помощи специалиста.
  • В сложной ситуации наладить отношения с ребенком поможет только детский психолог.

Любой кризис является движущей силой к развитию. Если взрослея ребенок изменился, стал более строптивым, упрямым и несговорчивым - не отчаивайтесь.

Если вы разберетесь в причинах появления кризиса, то сможете малышу помочь преодолеть новый жизненный этап.

В статье вы узнаете какие симптомы и причины кризиса, что категорически нельзя делать в это время, и гарантированные методы преодоления трудного периода.

Причины появления детского кризиса

Причины Объяснение
Малыш неуверенный в себе Когда в семье не обращают внимание на мнение сына или дочки и контролируют каждый шаг, то они вырастают неуверенными и закомплексованными. Постоянное недовольство поведением малыша позже выльется либо в бурю эмоций, либо в закрытость.
Хочет отомстить Не придерживаясь своих же обещаний ребенку, вы рискуете получить отвратительное поведение малыша как раз в период становления личности. Он перестает слышать и слушать, ведь с ним поступают так же.

Например, пообещали пойти в цирк, но папа устал или ему просто лень. Первенец обидеться и захочет отомстить.

Родители не уделяют времени детям По мере роста малыша, родители думают, что внимания крохе не так много уже и нужно. Он сам может поиграть, попить, сходить на горшок и т.д. Это не так. Ребенок не чувствует столько материнской заботы и пытается таким образом привлечь ваше внимание. Если за съеденный суп мама скажет всего лишь “Молодец”, то на плохое поведение у родителей будет шквал эмоций.
Кризис – способ ребенка утвердиться Как раз таки возраст 2,5-3,5 лет – это становление собственного “Я”. Малыш чувствует себя взрослым и пытается это доказать родителям. Идет наперекор требованиям старших и, как будто, специально делает назло. Но на самом деле такое поведение малыша говорит лишь о том, что он пытается самоутвердиться, а не знает каким способом это делать.

Отличительные признаки этого периода

Ребенок, высказав свое “хочу”, стоит до последнего, даже если уже и не хочется.

Например, сын хочет очередную машинку, мама свой отказ объясняет тем, что у него есть уже 40 штук дома. Но ребенок не уступит, он упрямо будет требовать, потому что хочет, чтобы с ним считались.

Это самый яркий признак кризиса трехлетнего ребенка. В три года психология детей построена так, что на все предложения взрослого они отвечают “Нет!”, даже если этого сильно хотят.

К примеру, мама просит одеваться малыша и выходить на улицу, но в ответ слышит: “Не хочу, не пойду”. Ребенок на улицу хочет, но отказывается потому, что это просьба родителя.

Если кратко, то это просто желание делать все наперекор взрослому.

  • Самостоятельность

Ребенок пробует делать все сам. И даже если к трехлетнему возрасту ваше чадо не умеет кушать, одеваться, обуваться самостоятельно, то в этот период будет испробовано все. В это время вы все чаще будете слышать: “Я сам”.

Дети пробуют делать сами даже то, что никогда не пробовали. Хоть некоторые вещи и не получатся, малыш упорно старается, потому что он уже взрослый.

Если не вышло так, как нужно, реакция будет бурная. Ведь родителей о помощи просить не хочется, а у самого не получается.

  • Обесценивание

Даже то, что было раньше так дорого чаду, может в миг обесценится.

Любимая машинка становится некрасивой, друзья плохими, а катание на качели скучным.

В этот период даже к близким людям дети грубят, обзываются и проявляют агрессию.

  • Протест

Ребенок протестует против всех правил поведения. Все, что навязывается родителями, воспринимается чадом в штыки.

Непослушание, поведение « я не слышал» или « я не видел» на улице, во время игр дома или в коллективе.

  • Деспотизм

Начинает командовать родителями. Даже пусть это будут абсурдные указания, но малыш хочет почувствовать власть.

В семье, где ребенок не один, проявляется ревность к сестричке или братику. Ваше чадо просто хочет быть центром внимания и самым главным героем. Испугались? Не стоит! Предупрежден, значит вооружен. Ниже вы прочитаете советы, которые помогут наладить отношения с трехлетним ребенком и не допустить грубых ошибок.

Сколько может длиться переходной этап

Как долго будет длиться период непослушания, предсказать невозможно. У кого-то месяц, у кого-то год. Есть детки, которые проживают детский кризис никак не поменяв тактику поведения.

На самом деле, сколько будет длиться кризисный возраст, зависит от поведения родителей.

Его нужно просто пережить. А прочитав наши рекомендации, вы поможете малышу преодолеть все сложности.

Как родителям вести себя с ребенком в кризисный период

  1. Не ограничивайте свободу малыша, воздержитесь от чрезмерной опеки.
  2. Четко следуйте своим правилам воспитания. К примеру, если нельзя есть чипсы, то, во-первых, не ешьте их сами, а во-вторых, ни при каких условиях не давайте “хоть одну штучку”. В каждой семье есть границы дозволенного, которые не стоит переходить и им следуют все члены семьи.
  3. Перестаньте командовать. Научитесь давать указания незаметно. Например: “Одевайся, мы едем к бабушке”, – замените на: “Ты оденешь синюю футболку или красную к бабушке?”. Проверьте, это работает.
  4. Отвлекайте малыша от негативных эмоций. Если видите что истерика неизбежна, вспомните интересную историю что с ним недавно приключилась. Слова: “А помнишь как круто ты вчера съехал с горки?”, – отвлекут малыша.
  5. Постарайтесь строить предложения так, чтобы ребенок не смог ответить “Нет”. Вместо “Идем гулять на улицу?”, можно спросить: “На какую площадку мы сегодня пойдем?”.
  6. Проявляйте терпение и спокойствие. Во время плача или крика постарайтесь не кричать в ответ. Если спокойно отреагировать на плохое поведение, то ребенок поймет, что таким образом манипулировать не сможет.
  7. Дайте вашему чаду самостоятельно решать элементарные вещи. Например, что одеть на улицу или какие яблоки купить.
  8. Не говорите, что у него ничего не получится. Если малыш сам решил одеваться, но пока что не соображает как это сделать, – не мешайте. Пусть попробует сделать все сам, а потом вы ему чуть-чуть поможете.
  9. Используйте ролевые игры в своих целях. С помощью игр можно учить деток правил поведения, и т.д.
  10. Просите помочь. Таким образом малыш показывает какой он взрослый. Например, попросите помочь во время уборки протереть пыль.
  11. Чаще и самостоятельность.
  12. Не сравнивайте с соседскими детьми. В таком возрасте ребенок еще не понимает почему вдруг Маша лучше чем он.
  13. Следите за своим поведением. Ребенок трех лет любит повторять взрослые слова и поступки.
  14. Уважайте личность малыша. Комаровский советует уважительно относиться к ребенку, тогда и он к вам будет со временем относиться соответствующе.
  15. Проводите с ним много времени. Хоть кажется, что в три года мама не особо нужна, но в период становления “Я” без поддержки родителей не обойтись.
  16. Проявляйте любовь. Чаще обнимайте, целуйте и говорите что любите. Детям важно слышать и чувствовать поддержку.

Чего нельзя делать

  • Крики, скандалы и злость - табу в общении с ребенком. Это только спровоцирует замкнутость и обиду малыша, при этом осознания почему последовало наказание и гнев не будет.
  • Не прибегайте к шлепанью или ругани чада за плохое поведение, высказывание грубых фраз или неприличных слов. Достаточно спокойным голосом объяснить, почему этим может обидеть, какие слова и фразы не стоит произносить.
  • Не повышайте голос. В детском возрасте крайне важно разговаривать с ребенком спокойно и уверенно.
  • , даже если ребенок совершил серьезный проступок.
  • Нельзя не уделять малышу внимания, ссылаясь на занятость. Фразы « не сейчас», «не мешай» и «уйди» только спровоцируют замкнутость и обиду.
  • Не запугивайте ребенка в попытках научить не трогать уличных животных, не выходить на дорогу, или не убегать в магазине. Объясните причину своего беспокойства так, чтобы малыш не получил фобию.
  • Никогда не давайте понять, что кроме него в вашей жизни много проблем и дел. Общение, терпение и хорошие доверительные отношения - залог преодоления любого кризиса, даже у детей двух и трех лет.
  • Не запрещайте самостоятельно что-то делать;
  • Не нужно настаивать только на своем;
  • Не показывайте, что мнение малыша вам безразлично;
  • Не ломайте упрямство.

Возрастные кризисы – это неизбежная стадия развития и взросления ребенка. Это своего рода переломные моменты, во время которых происходит переоценка всех прежних ценностей, переосмысление своего я и отношений с окружающими. Одни из таких моментов является кризис 3 лет.

Кризис трех лет – особенности

Каждому периоду развития ребенка свойственны свои потребности, способы взаимодействия, модели поведения и осознания себя. Достигнув трехлетнего возраста, малыш начинает осознавать, что он личность. Кроха понимает, что он такой же как и другие люди. Это проявляется возникновением в речи слова «Я». Если ребенок раньше без проблем говорил о себе в третьем лице, называя себя по имени, например, произносил: «Саша хочет кушать», то теперь это происходит все реже и реже. Теперь при взгляде на свое отражение в зеркале или фото, он с уверенностью произносит: «Это Я». Кроха начинает воспринимать себя как самостоятельного человека, имеющего свои особенности и желания. Вместе с этим осознанием и приходит кризис трех лет. Некогда ласковый милый малютка в это время может сильно измениться и превратиться в упрямого и капризного «нехочуху».

Кризис 3 лет у ребенка – основные признаки

Осознание своего «Я» у крохи начинается под воздействием, с каждым днем возрастающей, практической деятельности. Именно поэтому в данном возрасте от него можно все чаще услышать «я сам». В этот период ребенком движет не только желание больше узнать и освоить что-то новое, теперь для него окружающий мир становится сферой самореализации, где он проверяет свои силы и испытывает возможности. Кстати, это тот момент, когда у ребенка возникает самолюбие, являющееся одним из наибольших стимулов к самосовершенствованию.

Новое осознание своей личности проявляется еще и в стремлении подражать взрослым и быть во всем на них похожим. Малыш, желая доказать свое равенство со старшими, может пытаться делать то же, что и они – самостоятельно причесываться, обуваться, одеваться и т.д, а также вести себя подобно старшим, отстаивать свои мнения и желания. Кроме этого происходит перестройка социальной позиции, меняется отношение не только к себе, но и к близким и даже посторонним людям. Основные мотивы поступков крохи все чаще зависят не от мгновенного желания, а от проявления личности и отношений с окружающими.

Отсюда нередко возникают новые линии поведения, которые и являются признаками кризиса трех лет. К ним относятся:

  • Упрямство . Высказав какое-либо желание или мысль, малыш будет стоять на своем до последнего, причем, даже если это самое желание у него уже давно пропало. Обычно переубедить упрямца не помогают никакие уговоры и обещания чего-то более стоящего. Таким образом кроха хочет понять, что с его мнением считаются.
  • Негативизм . Под этим термином подразумевается стремление ребенка противоречить и делать все не так, как ему говорят. Например, кроха может очень хотеть пойти на прогулку или порисовать, но откажется от этого лишь потому, что предложение поступило от взрослого. Но подобное поведение вовсе не является баловством или непослушанием. Таким образом, ребенок поступает вовсе не потому, что этого ему хочется – так он пытается защитить свое «Я».
  • Стремление к самостоятельности . Ребенок стремится все делать и решать только сам. На первый взгляд это неплохо, однако возрастные кризисы у детей в три года делают эту черту чрезмерной, неадекватной их возможностям. Поэтому такую самостоятельность правильней назвать скорее своеволием.
  • Обесценивание . Все, что некогда ребенку было дорого или интересно, может потерять для него всякое значение. Причем, это касается не только вещей или любимых занятий, измениться может поведение и даже отношение к близким. В этот период родители для малыша могут «стать злыми», милая соседка, которую он ранее с радостью встречал – противной, любимая мягкая игрушка – плохой и т.д. Нередко дети начинают обзываться или ругаться.
  • Деспотичность . Ребенок указывает окружающим, что те должны делать или как себя вести и требует, чтобы ему подчинялись. Например, кроха решает, кто должен уйти, а кто остаться, что он будет одевать, есть или делать.

Читайте также:

Возрастные особенности детей 3 лет

Кризис 3 лет – как вести себя с ребенком

Перемены в поведении ребенка, причем порой очень большие, нередко вызывают недоумение у пап и мам. Очень важно не реагировать на них жестко, постоянно наказывая кроху. В подобной ситуации необходимо понять, что это нормальное развитие ребенка в 3 года . Возрастные кризисы затрагивают всех психически здоровых детей, вот только иногда они протекают практически незаметно, а иногда, наоборот, длятся очень долго и проходят тяжело, доставляя немало страданий малышу. В этот период основная задача родителей поддержать своего кроху и помочь ему максимально безболезненно его преодолеть.

Предоставьте ребенку свободу выбора

Дети в три года ожидают от окружающих, а особенно от родителей признания их самостоятельности и независимости, даже не смотря на то, что сами к э тому еще не готовы. Поэтому для ребенка в этом возрасте очень важно чтобы с ним советовались и интересовались его мнением. Не ставьте малышу ультиматумы, подойдете к постановке своих просьб или пожеланий изобретательнее.


Например, если ребенок изъявляет желание одеваться самостоятельно, пусть, в этом нет ничего плохого, просто предусмотрите это и начните собираться на четверть часа раньше.

Также можно предложить выбор между несколькими вариантами, например, есть с красной или желтой тарелки, гулять в парке или на детской площадке и т.д. Неплохо работает прием переключения внимания. К примеру, вы собираетесь навестить сестру, но подозреваете, что на ваше предложение малыш может ответить отказом, тогда просто предложите ребенку выбрать одежду, в которой он поедет в гости. В итоге вы переключите внимание крохи на выбор подходящего наряда, и он не будет думать ехать ему с вами или нет.

Некоторые родители используют стремление ребенка противоречить, себе на пользу. Например, планируя покормить малыша, предлагают ему отказаться от обеда. В свою очередь, кроха, стремясь возразить, захочет поесть. Однако в эстетичности использования такого метода достижения целей можно усомниться. Ведь, по сути, вы манипулируете своим малышом и постоянно его обманываете. Разве такое воспитание можно назвать приемлемым?


Top